О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ограничении курения табака и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

1. Целями разработки проекта федерального закона являются:

- защита прав некурящих россиян посредствам запрета курения в общественных местах вне специально отведенного для курения места, за нарушение которого законопроектом предусмотрена административная ответственность (в действующей редакции закон, не смотря на определенные преамбулой цели, предусмотрен необоснованно узкий перечень мест, где курить запрещается, а нарушение запрета не предполагает ответственности);
- обеспечение гарантированной Конституцией российской Федерации охраны здоровья курящих и некурящих граждан Российской Федерации путем установления требований к организации мест для курения, обеспечивающих нормальную воздушную среду в самом месте для курения и позволяющих исключить пассивное курение в данном общественном месте (в действующей редакции закона условия и требования к способу организации мест для курения отсутствуют, поэтому "курилки", как правило, представляют собой задымлённые кладовки, а в местах оказания услуг общественного питания, например, единственным различием мест для курящих от мест для некурящих граждан стало наличие пепельницы на столах);
- пресечение роста потребителей табачных изделий, уменьшение количества курящих граждан посредствам обеспечения достоверного информирования населения о воздействии никотина и табачных смол на организм человека (действующей редакцией закона предусмотрена только некая "пропаганда знаний о вреде курения табака", что, учитывая используемою терминологию, лишено всякого правового смысла);

2. Законопроект содержит положения, согласно которым:

1) Определён правовой режим общественных мест
К общественным местам законопроектом отнесены территории общего пользования (Градостроительный кодекс Российской Федерации) в местах оказания услуг населению (Общероссийским классификаторе услуг населению относят к таковым оказываемые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, использующими различные формы и методы обслуживания. Также основано на Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности, Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг), которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (Градостроительный кодекс Российской Федерации), включая административные и служебные помещения, а также здания, строения, сооружения, отнесенные к объектам жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры, спорта, образования, торговли, общественного питания, пассажирского транспорта, социального и коммунально-бытового назначения (основано на положениях Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг; Общероссийского классификатора основных фондов).

2) Общественные места (названы выше в п.1) разграничены законопроектом на места, в пределах которых потребление табачных изделий запрещено вне специально отведенных для курения мест, а также на места, в пределах которых одновременно с потреблением табачных изделий запрещается организация мест для курения (основано на положениях: Федерального закона"Об образовании"; Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан; Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона РФ "О защите прав потребителей", Жилищного кодекса РФ; Градостроительного кодекса РФ; Воздушного кодекса РФ; Кодекса РФ об административных правонарушениях; Федерального закона "О железнодорожном транспорте"; Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта"; а также Правил пожарной безопасности; Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг; Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.)

3) Установлены обязательные требования к оборудованию специально организованных для курения мест в соответствии с требованиями пожарной безопасности, а также требованиями о создании нормальных условий пребывания в таких помещений для самих курильщиков (основано на положениях: Правил пожарной безопасности; Правил оказания услуг общественного питания; Государственный стандарт союза сср оборудование технологическое для предприятий торговли и общественного питания термины и определения; Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"; санитарных правил; Основных требований к работе мелкорозничной сети; ГОСТ Р 52539-2006 "Чистота воздуха в лечебных учреждениях. Общие требования", Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.1.005-88 "Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны", Инструкции по порядку осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха; Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха; Положении о санитарно - эпидемиологическом нормировании санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01", "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01"; санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования СанПиН 2.4.3.1186-03", "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. СанПиН 2.1.3.1375-03", "Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений. СанПиН 2.2.4.1294-03", "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01"; Методических рекомендаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом; Примерных правилах работы предприятий розничной торговли)

4) Предусмотрено информирование населения о воздействии никотина и табачных смол на организм человека и существенно расширен перечень аудиовизуальных произведений, в которых запрещена необоснованная демонстрация потребления табачных изделий (согласно Руководству по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, Постановлению Совета Министров -Правительства Российской Федерации "О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации").

5) Предусмотрена административная ответственность за нарушения законодательства об ограничении курения табака (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях):
- за нарушение требований к организации мест для курения, а равно , организация мест для курения в пределах общественных мест, где курение и организация мест для курения запрещается;
- за курение в общественных местах за пределами мест для курения;
- за продажу табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет;
- за курение в помещениях пассажирского автомобильного транспорта, за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пассажирского железнодорожного транспорта городского, пригородного, местного или дальнего сообщения, речного транспорта внутригородского и пригородного сообщения либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, а также курение в помещениях воздушного транспорта;
- за демонстрацию курения табака во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях либо спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла.

При разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ограничении курения табака и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» использовались официальные данные и материалы, предоставленные использовались материалы, предоставленные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.