Сельская малая авиация России встает на крыло

5 мая 2015 г.

В нынешних условиях экономических санкций у России появляются отличные перспективы за счет разумного импортозамещения быстро укрепить техническую базу сельского хозяйства, в том числе путем стремительного наращивания парка малой авиации современной техникой.

Не представляет сомнений, что применение малой авиации в сельском хозяйстве позволяет быстро, качественно и эффективно проводить целый комплекс работ: мониторинг площадей, аэросев, внесение минеральных удобрений, борьба с вредителями и сорняками, применение стимуляторов роста, защита растений от заболеваний и т.д.

В настоящее время в России используются три поколения летающих аппаратов: традиционные самолеты, сверхлегкие летательные аппараты: гиропланы, дельтолеты, беспилотные летательные аппараты (БПЛА).

Каждое поколение техники вносит свой вклад в повышение эффективности сельского хозяйства. Пока подавляющая часть малой авиации представлена устаревшими машинами типа АН-2 (и его модификации) Бекас, и другими. Однако уже при переходе с наземной на авиаобработку даже самыми традиционными средствами малой авиации заметны ее преимущества. Эффект достигается за счет серии факторов: 1. Высокая скорость обработки, 2.Отсутствие потерь из-за повреждения посевов колесами техники, 3. Отсутствие технологической колеи, 4. Возможность внесения удобрений в ранневесенний период и на поздних фазах развития растений. В целом, даже традиционная малая авиация работает в 10–12 раз эффективнее наземной техники.

Применение следующего поколения малой авиации - сверхлегких летательных аппаратов (гиропланов, дельтолетов) дает дополнительные преимущества: ультрамалообъемные методы внесения химических средств, снижают нормы их расхода на 30%, обработка проходит без вылета за пределы поля, на высоте, при которой, благодаря мощному турбулентному потоку, препарат попадает на сорняки не только сверху, но и снизу листа, биологическая эффективность обеспечивается при минимальном воздействии на окружающую среду.

Наконец, третье, перспективное поколение малой авиации - БПЛА позволит еще больше (на 20-30%) повысить конечные показатели урожайности и себестоимости продукции растениеводства.

Думается, что восстановление и качественное обновление малой авиации России будет проходить за счет широкого импортозамещения. В ее первом поколении традиционный АН-2 (с его импортным движком) уже заменяется полностью отечественным ТВС-2МС. В Таганроге авиаконструкторы, на базе полной реконструкции канадского самолета, создали полностью отечественный самолет «Спектр-30» с замечательными летными характеристиками. В сверхмалой авиации наши конструкторы выпустили целую линейку отечественных гиропланов и дельтолетов. Главное сейчас - быстро нарастить парк этой передовой техники, платежеспособный спрос на которую есть внутри страны и за рубежом. Наконец, что касается БПЛА, хотя Россия пока отстает от зарубежных производителей, особенно по электронной начинке и элементной базе, эти проблемы уже успешно решаются и полагаю, что очень скоро наше сельское хозяйство получит совершенные и недорогие модели беспилотных аппаратов.

Полагаю, что программа наращивания возможностей сельской малой авиации, в том числе за счет импортозамещения, позволит сельскому хозяйству успешно решить задачу полного обеспечения страны отечественными продуктами питания.

В ближайшем будущем малую авиацию ждут в тысячах хозяйствах, потребность в этом остается громадной. Ведь все последние годы авиаобработка проводилась на площади всего около 5 млн. га, что почти в 10 раз уступает показателям советского периода. При этом реальная потребность сельских производителей страны в услугах авиации составляет около 40 млн. га. Уверен, сегодня можно смело говорить о том, что сельская малая авиация России становится на крыло.