Повышение профессионализма и прозрачности все ещё необходимо в кадастровой деятельности

14 июля 2015 г.

В последнее время в средствах массовой информации неожиданно усилился поток материалов с критикой работников кадастровых служб.

В чем суть проблемы? На фоне быстрого роста объемов строительства, упорядочения прав собственности на земельные участки (прав, которых раньше в стране, фактически, не было), стремительно растут масштабы услуг по регистрации земельных прав. Отсюда - рост профессиональных и коррупционных проблем, связанных с освоением кадастровых услуг.

Если суммировать эти сигналы, то особый упор делался на трех направлениях. Во-первых, очень много нареканий о внесении кадастровыми чиновниками заведомо ложных сведений в акты обследования, межевые и технические планы, в результате чего ущерб несут либо добросовестные частные собственники, либо государство.

Во-вторых, много жалоб касается непрофессионализма и нерасторопности служащих кадастровых служб, не справляющихся с нарастающим потоком клиентов. В пунктах обслуживания клиентов повсеместно наблюдаются большие очереди, затягивание всех мыслимых сроков оценки и регистрации. Часто сотрудники кадастровых служб отказывают застройщикам в постановке объекта на учет, не аргументируя свои решения.

Третий круг проблем касается уже претензий самих работников кадастровых палат к устаревшей практике и процедурам по регистрации земельной собственности, особенно на самом низовом уровне, в сельских и поселковых управах. Довольно часто в условиях отсутствия подотчетности главы поселений идут на злоупотребления и даже мошенничество.

Надо сказать, эта волна негатива и критики по времени почти совпала к целым комплексом вполне адекватных решений центральной законодательной и исполнительной власти именно в сфере кадастровой политики и регистрации. Поэтому многие поставленные вопросы уже нашли свои ответы, а обсуждение в СМИ показывает, что большинство проблем уже сегодня может быть разрешено, по другим - готовятся законодательные акты и распоряжения правительства, в ряде случаев оказалось, что настоящие причины недостатков выходят за рамки кадастровой службы, наконец, есть и такие «изъяны», которые были инспирированы недобросовестными клиентами, стремящимися к своей выгоде оказать давление на органы регистрации.

Полагаю, что залогом предстоящих улучшений должна стать недавняя высокая международная оценка учетно-регистрационной системы Росреестра - Россия заняла 12-е место в Всемирном рейтинге Doing Business-2015, поднявшись за год на 5 позиций.

Что уже удалось сделать? Если попытаться обобщить все последние мероприятия разных ветвей российской власти, то можно выделить несколько основных направлений:

Совет Федерации одобрил закон об уголовной ответственности кадастровых инженеров за внесение заведомо ложных сведений в акты обследования, технические и межевые планы.

Приняты меры по укреплению управленческой дисциплины, повышению профессионализма работников. Перекрыты лазейки для недобросовестных чиновников, особенно на местном уровне. Много уже сделано для улучшения качества обслуживания клиентов. Здесь большие надежды связаны с расширением объемов госуслуг в режиме онлайн.

Что планируется сделать? Полагаю, что профессиональную надежность работников кадастровых служб можно повысить и другими средствами. Например, в Госдуме готовится законопроект, по которому эти чиновники будут лично отвечать за свои ошибки. Заказчики могут получать компенсации за понесенные потери через систему обязательного страхования гражданской ответственности кадастровых инженеров, а в случае, если страхового покрытия не хватит, за провинившегося члена доплатит его саморегулируемая организация. Поэтому членство кадастровых инженеров в саморегулируемых профессиональных организациях станет обязательным. Думаю, такая мера позволит самим работникам кадастровых служб повысить свой профессиональный и нравственный уровень, в том числе путем избавления от проходимцев.

Считаю, что кадастровая служба России будет успешно расти и укрепляться.