Стратегия дистанционного обучения для России

4 августа 2015 г.

В современной системе профессионального и академического образования дистанционное обучение (ДО) занимает высокие позиции, органично дополняя очное обучение и разнообразные очные тренинги и курсы. Во всем мире развитие рынка предложения услуг ДО продолжает ускоряться, что, с одной стороны, вызвано повышением спроса на услуги образования, а с другой стороны – прогрессом в сфере ИТ-технологий, стремительным расширением интернет-аудитории.

В то же время со стороны спроса растущий интерес к ДО объясняется быстрыми и значительными изменениями, происшедшими в последние два десятилетия на рынке труда: выросли требования к персоналу, его способности быстро повышать свою квалификацию, адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям производства, практически во все сферы экономики начали широко внедряться ИТ-технологии.

Основа образовательного процесса при ДО – целенаправленное, самостоятельное, но контролируемое извне интенсивное обучение студента, который сам определяет последовательность прохождения курсов, обучается там, где это ему удобно, с желаемым для него темпом, и очень часто — в удобное для себя время.

Сегодня нельзя говорить о наличии в мире единой системы ДО: в разных странах ее развитие имеет свою специфику. Так, в Западной Европе сложился тип единого национального центра ДО, который играет ведущую роль в распространении высшего и последипломного образования не только в своей стране, но и в других регионах мира, выполняя наряду с чисто учебными еще и культурно-объединяющую функцию.

Например, в Англии Открытый Университет ведет ДО для 200 тысяч человек в 400 учебных центрах в разных уголках мира. Во Франции в национальном центре ДО, где занято свыше 8000 человек, преподается 3 тысячи учебных курсов по самым разным направлениям, а общая численность студентов превышает 350 тысяч человек.

В США, с их развитой предпринимательской культурой система ДО это скорее бизнес, ориентированный на потребности в основном корпоративных, а также индивидуальных клиентов, с упором на послевузовское и производственное обучение.

Полагаю, что в России лидером в ДО можно считать Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ). Он координирует работу свыше 260 образовательных учреждений, обучающих более 50 тыс. студентов. Партнеры находятся в России и за рубежом (Украина, Беларусь, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, страны Балтии, США, Германия, Кипр, и др.). В последние годы программы ДО появились в семи ведущих вузах России (все в Москве), но только МГУ и ВШЭ имеют собственно дистанционные курсы, которые не только преподаются, но и аттестуются по государственным стандартам. В остальных вузах ДО выступает как дополнительный ресурс для заочного обучения.

В России, несмотря на ускоренное развитие ИТ-технологий, внедрение все более мощных платформ поддержки систем ДО, темпы его роста пока отстают от западных, не говоря уже о его масштабах и качестве. Прорыва можно ожидать лишь после того как в российской глубинке, на которую и рассчитана данная форма обучения, появятся современные телекоммуникационные каналы.

Думается, что нам следует развивать все три основные системы ДО. Надо создать общенациональный центр образовательных и просветительских программ русского языка, национальной культуры, профессиональных и академических знаний не только для граждан нашей страны, но и для всемирной русской диаспоры в самых разных уголках мира. Следует дальше развивать формы ДО на специализированном рынке профессиональных программ обучения. Наконец, имеет смысл продолжить развитие универсальных проектов ДО в ведущих вузах страны по программам базового и дополнительного образования.

Кто обучает, - тот сам формирует будущее своей страны.