Антикризисный план проверяет управленческую зрелость правительства

16 марта 2016 г.

В условиях высокой нестабильности конъюнктуры правительство решило отказаться от непрерывной коррекции бюджета и пойти по пути составление антикризисного плана. Такой подход позволяет гибко реагировать на изменения текущей ситуации, оперативно воздействуя на статьи как доходов бюджета, так и расходов, при этом не обременяя себя обязательствами перед законом.

Антикризисный план правительства оценивается в 685 млрд. руб., в т.ч. из бюджета выделено 462 млрд. руб, из внешних источников (которые не определены) - 157. Он состоит из 2 частей и 120 пунктов.

Первая особенность плана - довольно низкая цена на нефть ($20 за баррель), которую правительство заложило в оценку антикризисных мер. Рост цен продолжится во второй половине года, более того, он может стать источником дополнительного финансирования, пока необеспеченных средствами проектов плана, в том числе: полной индексации пенсий, материнского капитала, поддержки занятости, других социальных и инвестиционных проектов. Крупная коррекция запланированных мероприятий ожидается со второй половины года, когда станет более ясно картина с нефтью и другими источниками доходов.

Первый раздел плана посвящен оперативному реагирования государства на кризисную ситуацию. Сюда входят меры, по массированному перераспределению бюджетных средств. Главным направление финансирования плана-2016 (310 млрд. рублей) станут бюджетные кредиты регионам, которые пойдут на поддержку зарплат бюджетникам, пенсии и пособия.

Предусмотрена поддержка отраслей, с обширными связями по кооперации. Это автомобилестроение, легкая промышленность. Жилищное строительство простимулируют льготами по ипотеке, а также помощью регионам в создании разнообразной инфраструктуры вокруг жилых массивов. В 2016 году государство, как и прежде, будет поддерживать фермерство и предпримет шаги по расширению доступности основных лекарств.

Среди многочисленных проектов государственной поддержки особого внимания заслуживает разработка и продвижение российского программного обеспечения - 5 млрд руб. Особое внимание уделено отбору и реализации как минимум 8 ведущих проектов по формированию конкурентоспособного российского программного обеспечения, а также его продвижения на зарубежные рынки. Инвестиции предлагается вернуть, благодаря снижению издержек на закупки зарубежного софта.

Второй раздел включает содержит 72 меры структурного характера. Они не нуждаются в финансировании и направлены на формирование более комфортных отношений между государством и бизнесом, в первую очередь, малым бизнесом. Сюда входит внедрение риск-ориентированных алгоритмов при мониторинге компаний, углубление обоснований для санкций, не ведущих к лишению свободы за экономические преступления и многое другое. Новым предприятиям малого бизнеса можно помочь, только скорректировав их связи с властью, сделав акцент на свободе предпринимательства. Это может дать сравнительно быстрый результат, особенно в борьбе с "теневым" бизнесом, поскольку именно в кризис появляются особые мотивы стимулы ухода в "тень".

К недостаткам антикризисного плана можно отнести то обстоятельство, что в списке его высших приоритетов отсутствует такая важная отрасль, как электроника, которая, как и программное обеспечение, критически важна для достижения технологической безопасности и независимости многих наших наукоемких отраслей. Кроме того, по моему мнению, требуется дополнительная поддержка предприятий, которые могли бы перевести целые отрасли и секторы экономики на более интенсивные пути развития по всей цепочке смежников и поставщиков. Очевидно, требуется более солидная поддержка производителей экспортной продукции, позволяющая получать почти моментальный финансовый и технологический эффект, что критически важно в условиях временного и финансового прессинга.

Также бросается в глаз определенная перестраховка в ресурсной базе антикризисного плана, ведь в него закладывались очень низкая цена на нефть 20 долл. за баррель, (что неудивительно на фоне стремительных падений цен в начале года), в то время как в составленный еще в 2015 году бюджет – 50 долл. Это вызывает определенное беспокойство не за план, а за сам бюджет. Может возникнуть нестыковка между небольшими ресурсами антикризисного плана и возможными крупными дефицитами при исполнении бюджета-2016, например, если цены на нефть опять упадут. Но очевидно правительство надеется на еще серьезные финансовые резервы, а также на благоприятную конъюнктуру во второй половине года.

Цель антикризисного плана не контролировать исполнение бюджетных расходов в течение года, а быть оперативной, корректирующей программой по расшиванию «узких мест», то и дело возникающих в условиях усеченного бюджета и очень нестабильной конъюнктуры. И думаю, правительство справится с этой нелегкой задачей.