Прямая линия президента – доверительный разговор и предвыборный отчет

18 апреля 2016 г.

В нелегкий период кризиса и обострения международной обстановки Владимир Путин показал, что он знает о проблемах страны, ее граждан и стремится быстро и эффективно решать их. Но 2016 г. – это еще год предстоящих парламентских и президентских выборов, поэтому будущих избирателей продолжают интересовать и дела, и личность президента. Он открывается перед ними не только как глава государства, но как политик и как человек, причем человек близкий по культуре и менталитету большинству простых россиян.

Главное внимание в своих комментариях и ответах Владимир Путин уделил социальным вопросам и материальному положению людей. Это – неудивительно, в стране уже второй год кризис. В частности, он признал и падение экономики, и рост инфляции.

По его мнению, опережающий рост цен на продовольствие в прошлом году был в значительной мере вызван российскими контрсанкциями с тем, чтобы стимулировать наших сельхозпроизводителей. Но эту меру он считает оправданной – она уже чрез полгода дала экономический эффект, а сам быстрый рост цен на продукты будет временным. И это вполне логично, поэтому воспринимается легко.

Путин предложил в этом году не забирать у регионов все поступления от роста топливных акцизов, а закрепить их на строительство и ремонт дорог.

Президент также признал, что экономика находится в «серой полосе»: есть негативные явления (например, реальные доходы населения упали в прошлом году на 4%), но появились и светлые тона (масштабы жилищного строительства продолжали нарастать, а безработица оставалась низкой). В целом наметилась положительная тенденция. Уровень международных резервов Центрального Банка вновь достиг отметки начала 2014 года - $387 млрд, а резервы правительства (а это 10,5% ВВП) хотя и сократились, но незначительно.

Путин поддержал «Единую Россию» как наиболее часто критикуемый внутри страны и за рубежом политический институт, созданный при его непосредственном участии. Он назвал партию стабилизирующим звеном политической системы России. При этом постепенно укрепляются возможности новых политических сил на представительство в выборных органах власти. Сегодня уже 14 партий добились права участия в предстоящих парламентских выборах без сбора подписей.

В этот раз, по сравнению с прошлыми заявлениями по проблемам безопасности и международных отношений, тон президента был подчеркнуто миролюбивым. В частности, он поддержал инициативу Петра Порошенко значительно увеличить число вооруженных представителей ОБСЕ на линии соприкосновения в Донбассе. Путин признал Турцию "дружественной страной", он призвал к мирному соглашению на Украине и похвалил Барака Обаму за его мужество признать свои ошибки при вторжении США в Ливию.

В политическом плане очередное общение Владимира Путина с народом снова дает пищу его недоброжелателям. Критики вновь делают упор на неспособность власти наладить законодательный и исполнительный механизм работы госаппарата на разных уровнях руководства, - мол, это вынуждает Путина прибегать к ручному управлению страной.

Но здесь нельзя впадать в крайности: разумеется, властная вертикаль выстраивалась президентом не в тепличных условиях стабильности и правопорядка, и это не способствовало ее идеальной гибкости, подотчетности законам и гражданскому обществу. С другой стороны, есть фундаментальные особенности России, которые эти упреки не учитывают: 1) безбашенная вольница отдельных региональных суверенитетов, приведшая в 90-гг к фактической потере управляемости страны, 2) почти полное отсутствие исторического опыта стабильного и спокойного усвоения новых общественных и политических институтов, 3) резко возросшее число старых и новых кризисов, бросающих вызов национальному суверенитету страны.

Кроме того, всем надо помнить, что президент не только государственный деятель, но и политик, поэтому в год главных выборов, он имеет полное моральное право еще раз воспользоваться открытой демонстрацией возможностей своей власти для блага народа. Тем более, что такая демонстрация вполне подтверждается результатами его многолетней социальной политики.