Кому служит государственная служба России?

23 июня 2016 г.

Институт государственной службы занимает особое место в системе руководства страной, поскольку государственные служащие — это не только объект, но и субъект совершенствования всех подсистем государственного управления. Работники государственной службы задают ритм развитию страны, без их продуктивного участия ни одна реформа в стране не может быть успешно проведена.

Российская система государственной службы пока управляется плохо. В этом признается само правительство, об этом свидетельствует периодически предпринимаемые компании реформировать саму систему. Таких за последние 10 лет было как минимум три, но все они не приносят желаемых результатов.

Самый показательный пример — борьба с раздутыми кадрами. В 2011 правительство дало указание снизить число чиновников на 20%. Но его не выполнили. Численность госслужащих в 2000–2015 годах росла практически непрерывно, их количество на 10 тысяч чел. населения за этот период выросло с 79 до 148 человек.

Большинство целевых показателей, в следующей программе развития госслужбы, остались также невыполненными.

Неспособность системы управления ограничить компетенцию правительства, органов госвласти, субъектов России приводит к тому, что госорганы открыты фактически для любых поручений. Это приводит к тому, что в 2012–2014 годах число поручений, исполняемых, например, министерством экономического развития, возрастало каждый год примерно в два с лишним раза.

Проблема усугубляется тем, что для самих чиновников: по ряду поручений установлено 7–9 уровней контроля. Поэтому система порождает избыточный контроль не только для общества и бизнеса, но и для госслужащего, у которого до 90% времени тратится на отчеты по исполнению поручений перед разными инстанциями. Неудивительно, что многие поручения выполняются с нарушением сроков или на низком уровне качества.

Кроме того, все каналы передачи очередных заданий сверху вниз сейчас не отрегулированы, засорены непрофильными поручениями, в этих условиях становится очень трудно выбрать то, что по‑настоящему приоритетно.

В начале 2016 года был принят указ Президента РФ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2016–2018 годы», определены целевые ориентиры, сроки работ и система контроля за выполнением поставленных целей. Много было сделано по совершенствованию нормативного правового обеспечения новой концепции развития института государственной службы. Есть надежда, что долгосрочные негативные проблемы в этой области будут наконец преодолены.

Вместе с тем, за рамками законодательно-правового поля государственной службы остается ряд предметно-содержательных вопросов, которые, по нашему мнению, играют важную роль в опережающем развитии этой службы в общей системе государственного управления России.

Сюда можно отнести:

— дальнейшее совершенствование механизмов борьбы с коррупцией в государственной службе, имея ввиду достижения окончательного перелома негативных тенденций в этой сфере;

— активное включение госслужащих в процесс систематического совершенствования государственной службы изнутри;

— создание устойчивой и эффективной системы работы с кадровым резервом государственной службы, с тем чтобы покончить с системой «ручных» назначений и ручного управления кадрами;

— внедрение системы непрерывного, целевого профессионального обучения государственных служащих;

— усиление мотивации работников посредством современных методов стимулирования результатов труда;

— расширение практики конкурсного замещения должностей в государственной гражданской службе, в том числе через проведение дистанционной аттестации соискателей на должности;

— Внедрение системы непрерывного контроля со стороны получателей государственных услуг (населения, бизнеса, общества) за их качеством, путем создания адекватного механизма обратной связи;

— формирование публичных и реально действующих методов контроля гражданского общества и его институтов за процессами в сфере государственной службы;

— создание службы независимого, экспертного мониторинга и консультирования развития государственной службы, с тем чтобы поддержать политическую волю центра к реальному и решительному обновлению, преодолевая подчас сопротивление самого аппарата.

Опережающее совершенствование нормативно-правовой базы государственной службы России продиктовано двумя соображениями. Во‑первых, оно выполняет решающую роль в инструментальном обеспечении продвижения вперед, в том смысле, что формирует законодательно-нормативную базу нового этапа совершенствования госслужбы. Во‑вторых, она задает темп и профессионально-политическую направленность всем реформам в России, укрепляя главный и вечный источник любой государственной власти – авторитет права и закона в обществе.

Достигнув таких результатов, государственная служба России может начать добротно служить стране, а не политическим элитам или бюрократии.