Малый бизнес: проблемы и возможности

27 марта 2017 г.

Сегодня разные деятели политики, бизнеса, эксперты и ученые часто и помногу говорят о тупиках в развитии малого бизнеса. Такие высказывания мы слышим постоянно, но изменений в лучшую сторону нет. Поэтому приходится сегодня, спустя 30 лет с начала рыночных реформ, вновь напомнить о насущных проблемах малого предпринимательства, его базовых преимуществах, необходимых личных качествах.

Что касается типичных проблем и трудностей малого бизнеса, то за прошедший период их перечень практически не изменился:

1. Отсутствие административного, профессионального, делового и финансового опыта в деятельности, которая в любом случае для предпринимателей является новой.
2. Налоговая нагрузка. Даже если взять упрощённую систему налогообложения, где вместо НДС платится налог в 6% с оборота, то другие неожиданные проблемы могут быстро приобрести свойство тяжелых дополнительных налогов.
3. Слабая защищенность от давления представителей некоторых силовых структур, бюрократического «отфутболивания» контролирующих органов, от недобросовестных партнеров по бизнесу, криминальных и полукриминальных участников рынка, недобросовестных и апатичных чиновников.
4. Частая смена законов, от которых прямо или косвенно зависит успешная предпринимательская деятельность.
5. Отсутствие необходимых резервов, «подушки безопасности», недоступность дешевых кредитов.
6. Большая текучесть кадров, низкая квалификация работников (в том числе по причине невысоких зарплат).

За прошедшие десятилетия не изменились и хорошо известные преимущества малого бизнеса:

1. Новаторский, творческий подход (который, правда, подчас конфликтует с законом).
2. Гибкость в рыночной стратегии и в средствах решения проблем.
3. Постоянная нацеленность на поиск новых продуктов, услуг, новых сегментов потребителей.
4. Наличие льготных режимов, устанавливаемых государством (в том числе, местными органами власти) специально для малого бизнеса.

Сравнение и совмещение этих двух списков - «проблем» и «возможностей» - может дать приблизительный портрет российского предпринимателя малого бизнеса, имеющего определенные шансы на успех и обладающего набором личных качеств:
- Творческий подход, инициативность, быстрая обучаемость.
- Профессиональная надежность, деловая нацеленность.
- Умение выстраивать и поддерживать отношения с людьми, психологическая ускоренность, стрессоустойчивость (и не только от кризисов).
- Наличие воли, целеустремленности.
- Обязательность, ответственность, аккуратность в делах.

У вероятного бизнесмена может быть много и других полезных качеств, но именно эти – всегда будут критически необходимыми для ведения рентабельного малого предприятия. Есть ли такие кандидаты в предпринимательстве в нашей стране? Безусловно есть, и порукой тому может служить тот факт, что в России только за 2014-16 гг. число предпринимателей выросло на 35%.

В целом, этих личных свойств вполне хватит для успешного развития нового бизнеса, несомненно, они пригодятся и в случае перехода растущего предприятия в категорию среднего или даже крупного бизнеса. С другой стороны, по мере того как государство будет успешно брать на себя все новые обязательства по созданию законодательной, социальной, и финансовой инфраструктуры малого бизнеса, выживаемость компаний этого сектора будет неуклонно расти, а критическая зависимость бизнеса от наличия этих качеств среди новых кандидатов в бизнесмены будет ослабевать.