Малая авиация – ключ в пространственном развитии отдаленных регионов
В этом году Президент РФ несколько раз объявлял о политической решимости руководства страны повысить общую связанность российских территорий. Действительно, ситуация с территориальными пространствами, вернее социальными, экономическими и стратегическими последствиями разрывов между отдельными территориями страны остается серьезной.
Около 60% территории России, на которой проживает 15 млн. человек, занимают районы, которые не имеют круглогодичного автомобильного или железнодорожного сообщения с Большой землей. Территориальная особенность порождена громадностью расстояний, географической труднодоступностью, слабой заселенностью, неразвитостью транспортных путей сообщения, нехваткой и слабым техническим уровнем транспортных средств.
На практике разорванность единого пространства страны означает ситуацию, когда многие регионы страны существуют как бы независимо друг от друга, пребывая в социальной и хозяйственной полуизоляции. Многие города и поселки этих территорий значительную часть времени практически оторваны от цивилизации, их жители не могут получать качественное образование, необходимое медицинское обслуживание, современный набор бытовых и социальных услуг.
Транспортная не освоенность таких территорий всегда оставалась серьезной проблемой. Например, между Мурманском и Архангельском расстояние всего 590 км, но железной дороги нет, а по автодороге длиной 1 600 километров ехать надо 20 часов. Можно, конечно, добраться самолетом, но сначала надо прилететь в Москву, а оттуда уже в один из этих городов, на что уйдет 22 часа. А прямой рейс самолета региональной малой авиации мог бы преодолеть это пространство, затратив на это в десять раз меньше времени и в 3 раза дешевле.
Подобная ситуация характерна для многих городов северных и восточных городов России.
Вариант решения подобных проблем предполагает расширение сети железнодорожных, автодорожных, авиационных, морских и речных сообщений. Однако в климатически суровых и даже экстремальных условиях Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, при их громадных пространствах и малонаселенности, строительство автомобильных и железнодорожных магистралей безумно дорого и в принципе никогда не окупится.
Единственным рациональным решением на сегодня может стать малая авиация. Эта подотрасль нашей авиации – пока не достаточно развита, в ее распоряжении всего 2–4 тысячи самолетов и вертолетов, меньше сотни грунтовых взлетно-посадочных полос (в основном, старые аэродромы ДОСААФ), а также несколько тысяч активно летающих пилотов-любителей. Но начинать с чего-то надо! Мы должны использовать экономически выгодные варианты быстрого запуска программы.
Поднимать, конечно, надо одновременно весь комплекс проблем. Но все-таки, первым делом – самолеты. Сегодня на линиях практически не осталось своих самолётов для малой авиации и возобновлении выпуска воздушных судов станет одним из шагов реализации программы пространственного развития России.
12 июля 2018 года Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела парламентские слушания «О разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации» в ходе которых были намечены конкретные шаги к реализации проекта, даны рекомендации Правительству РФ по скорейшему запуску этой Стратегии.
На сегодня мы имеем главное – четко выраженную политическую волю руководства страны к скорейшему решения этой важнейшей социально-экономической и стратегической задачи. Ресурсы есть, задачи поставлены, теперь дело за исполнением.