О перспективах экспорта «зеленой» продукции

11 апреля 2019 г.

Развитие «зеленого» бренда отечественной продукции имеет прекрасные перспективы развития не только сельского хозяйства, но и станет гарантией высокого качества на внутреннем и внешнем рынках с использованием только безопасных для человека и экологии технологий.

Разработка такого бренда позволит убрать с рынка недобросовестных перекупщиков, спекулирующих темой органики и поставляющих в наши магазины всякого рода био и эко фальсификат. Сегодня в России добросовестным производителям «зеленой» продукции довольно трудно пробиться на отечественный рынок. 

О намерении создать защищенный бренд «зеленой» продукции уже указал президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию.

Сегодня «зеленые» товары - это растительная и животная продукция, которая пригодна для здорового питания и произведена без ущерба для экологии. Изготовители такой продукции стараются сохранять чистоту своих товаров по всей технологической цепочке производства, например, переходом на натуральные лекарства в случае болезни животных, а также на естественные средства борьбы с вредителями при выращивании растений.

По данным Института органического сельского хозяйства (Швейцария), этот сектор рынка развивается ускоренными темпами, так в 2000-м году мировой объем рынка органически чистых продуктов питания составлял 18 млрд. евро, а в 2017 году - уже 90 млрд. По прогнозам к 2025 году объем потребления органических продуктов в мире составит 195,8 млрд. евро.

Объем российского рынка «органики» пока составляет 160 млн. евро, это 0.2% мирового рынка. Но уже в прошлом году поставки за рубеж сельскохозяйственной продукции выросли почти на 20%, такие темпы роста экспорта ожидаются и в ближайшие годы.

Интерес к российской сертифицированной органической продукции связан с тем, что мировой рынок органической продукции стабильно растет на 5–15% ежегодно на протяжении последних десяти лет, а количество сертифицированных земель в мире увеличивается незначительно.

В России, по данным Минсельхоза 37 млн га пахотных земель, выведенных из оборота, которые свыше 5 лет не получали удобрений и поэтому пригодны для выращивания органики. Примерно столько же имеется во всех других странах мира.

Экологически чистая продукция из России уже пользуется большим спросом на зарубежных рынках. Мы видим, например, насколько велик интерес иностранных потребителей к российским продуктам питания в Азии, на Ближнем Востоке и в Европе.

В настоящее время Союз органического земледелия совместно с Минсельхозом и Минэкономразвития России исследует экспортные возможности российской органической продукции — в 20 крупнейших стран потребителей органики уже направлены запросы.

В среднем, уровень цен экспортной органической сельхозпродукции выше традиционных аналогов на 60–100%. Например, в прошлом году органическая пшеница на европейских рынках стоила порядка 320 евро за тонну (обычная — 160 евро за тонну), а органический лен — 600 евро за тонну (обычный — 370 евро за тонну). В этом году цены на органические продовольственные зерновые выросли в два раза.

Производство органических зерновых в российских условиях рентабельно, оно выгодно фермерам даже без премиальной надбавки к цене. Дело в том, что современные биотехнологии позволяют получать урожайность без применения химии на зерновых культурах на таком же уровне, что и по традиционной технологии, при этом затраты на защитные агро-мероприятия такие же или ниже.

Налаживание производства органической продукции перекликается с ранее поднятой мной темой поиска путей использования уникальных земельных и водных ресурсов России.

Это тот случай, когда выгоды от развития высокотехнологического производства для всей страны очевидны: наличие новых высокотехнологичных точек роста во многих сельских районах России, кардинальное решение проблемы создания современной собственной кормовой базы животноводства, мощный импульс развития современных направлений пищевой промышленности, мощное импортозамещение, генерирование значительной экспортной выручки от продукции, имеющей устойчивый перспективный спрос.

С чего начать? Для этого придется предпринять несколько серьезных шагов: ввести земли в оборот, сделать производство подобной продукции привлекательным для фермеров. Также необходимо создать инфраструктуру переработки, что позволит производить на территории страны не только первичную продукцию, но и экологически чистые продукты питания, то есть товары с наибольшей добавленной стоимостью.

Но по-настоящему все начнется с 2020 года, когда в России вступит силу Федеральный закон, одобренный Советом Федерации 28 июля 2018 года об органическом сельском хозяйстве, который задаст рамки регулирования этой сферы. Закон дает четкое определение понятию «органическая продукция» и формулирует основные требования к ней. Среди них — обособленное производство, запрет на применение агрохимикатов и пестицидов, химических удобрений, различных стимуляторов роста животных. При производстве конечной продукции нельзя использовать усилители вкуса и искусственные заменители и консерванты. После вступления закона в силу будет создан единый знак органической продукции, а также государственный реестр ее производителей.

Но чтобы освоить новый рынок, производителям необходимо пройти сертификацию в соответствии с требованиями импортеров. А в целом по стране нам предстоит не только наладить по-настоящему «чистое производство», но и сформировать в обществе новую культуру здорового питания. А это - новые рабочие места, доходы и «центры развития» для многих сельхоз-регионов России.

Сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации