Глобальный, системный, структурный кризис образования в мире

18 июля 2013 г.

Сегодня все чаще говорят о неопределенности в экономике мира, в частности о тупике, в который зашла западная цивилизация. Глобальный, структурный и системный кризис, с одной стороны, создает напряженность. С другой стороны, этот кризис выявляет сильные и слабые стороны, что позволяет более четко определить, на что можно рассчитывать, в чем быть уверенными.

Настоящий, острый и опасный кризис необходимо искать в перепроизводстве ценностей, финансов, образования и т. д. Именно здесь возникает точка бифуркации, т.е. момент, после которого никто не может точно предсказать, каким образом дальше пойдет развитие той или иной сферы жизнедеятельности.

Особо обостряются данные кризисные процессы в системе образования как отдельно взятой страны, так и мировой образовательной среды. Как известно, образования чаще всего и к несчастью, отстает от реальной практики. Расхожая фраза практиков, занятых конкретным производством, до сих пор в действии «забудь, чему тебя учили – делай так, как мы скажем».

Информация умножается, происходит ускорение смены парадигм, векторов и трендов. Все это еще больше вынуждает современное образование искать лихорадочно выход. Надеюсь, это напряжение выявит способных и талантливых преподавателей и специалистов, которые смогут адаптироваться под запросы современности и создать нужные положительные тенденции в развитии, в частности, образования в России.

И здесь важно не спешить брать в качестве идеала, например, американскую модель MBA. Практически 50 лет формировалась данная система обучения, после чего практически в течение последующих 50 лет американцы пропагандировали свою систему MBA по всему миру. Однако на сегодняшний день в самой Америке откровенно возмущаются (см фильм «Корпорация», 2003 г.) паразитарной деловой бюрократией - топ-менеджментом и так называемым «офисным планктоном». В результате исследований и неаблюдений, оказалось, что CEO и СFO зачастую искажают отчетность и лгут инвесторам, привлекая средства сверху, сейлз-менеджеры откровенно обманывают потребителей по поводу «уникальных преимуществ» их корпоративной продукции. В России важно формировать и развивать свое образование и бизнес-образование, в частности.

Необходимо понимать, что в США складывается ситуация, когда все больше и явственнее проявляется очевидность образовательного пузыря. Невооруженным взглядом заметно, как сегодня происходит экспансия образовательных услуг западных вузов на развивающихся рынках. В связи с этим важно не спешить принимать за чистую монету качество западных образовательных технологий и методов обучения. У нас есть свой наработанный опыт – наработанный веками. Необходимо его вспомнить и реанимировать в самых лучших его качествах, используя интернет-технологии.

Специалисты сегодня справедливо замечают, что выбор за каждым – учиться, как самому создавать ценности, или как извлекать свою выгоду из чужих. Главное, чтобы было желание учиться и заниматься самообразованием, проверяя свои знания сразу на практике. Именно эту мотивацию необходимо сегодня создать в среде российских пользователей Интернета, в образовательной среде русскоговорящей аудитории по всему миру. Для этого нужна активная группа профессоров, преподавателей и представителей бизнеса, госструктур, которая будет использовать современные технологии и в то же время традиционные методики и принципы обучения, которые были наработаны нашими соотечественниками учеными и специалистами в прошлом.