Позитивная динамика развития АОН в России

6 сентября 2013 г.

В Жуковском в начале сентября завершился авиасалон «Макс-2013». По его итогам можно однозначно говорить о позитивной динамике развития авиа- и вертолетостроения в России. Какие показатели могут об этом свидетельствовать?

• Холдинг «Вертолеты России» и «Служба спасения города Алматы» Республики Казахстан на МАКС-2013 заключили контракт на поставку вертолета Ми-8АМТ. По условиям подписанного документа вертолет поставят заказчику в 2014 году. Гендиректор холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Петров отметил, что «Заключение договора на поставку вертолета Ми-8АМТ Службе спасения города Алматы - важное событие в сотрудничестве сторон, которое будет способствовать дальнейшему развитию долгосрочных отношений в области эксплуатации вертолетной техники российского производства в Республике Казахстан». Возможности вертолетов Ми-8АМТ постоянно расширяются за счет проводимой модернизации, что позволяет им эффективно решать все более сложные и разнообразные задачи. На сегодняшний день выпущено свыше 12 тысяч вертолетов семейства Ми-8/17, которые были поставлены в более 100 стран мира.

• Казанский вертолет «Ансат» получил сертификат и вскоре сможет продаваться в массовых количествах. Причем, как выяснилось, предприятие во многом рассчитывает не только на российский, но и африканский рынок. Работы по вертолету планируется завершить к концу 2014 года, а к началу 2015-го уже начать коммерческие поставки.

• В рамках Федеральной целевой программы до 2020 года на техперевооружение КРЭТ выделяется 114 млрд рублей. Это значит, что будут качественно и количественно улучшаться характеристики АОН в РФ и вертолетов, в частности.

• ОАО «Вертолеты России», входящее в «Оборонпром», подписало на авиасалоне «Макс 2013» соглашения о поставках в Колумбию пяти вертолетов Ка-62 и пяти вертолетов Ми-171А1. Цена одного Ка-62 составляет около 10 млн долларов, Ми-171 – около 17 млн долларов. Таким образом стоимость сделок может достигать 135 млн долларов. В целом же авиастроительные компании заключили контракты на 16 млрд долларов.

• Усиливается взаимодействие и сотрудничество холдинга «Вертолеты России» с зарубежными коллегами. В частности, «Вертолеты России» и дочерняя компания AgustaWestland группы компаний Finmeccanica подписали соглашение о совместных разработках нового вертолета массой 2,5 т. Данное соглашение является очередным этапом развития успешных партнерских отношений, которые начались с создания совместного предприятия HeliVert, занимающегося производством популярного вертолета AW139. Техническая и коммерческая оценка проекта, которая вскоре будет завершена, позволит заложить основу для современного, эффективного в том числе и с экономической точки зрения вертолета, способного успешно конкурировать на глобальном рынке – таково мнение Даниэля Ромити, генерального директора компании AgustaWestland.

• «Вертолеты России» представили на авиасалоне МАКС-2013 целый ряд новинок, среди которых – новейший средний вертолет Ка-62 и многоцелевой Ми-38. Именно благодаря им холдинг победил в конкурсе «Золотые Крылья МАКС-2013» в номинации «Премьера МАКС-2013» за представление нового продукта. Вертолет Ка-62 является первым российским вертолетом, созданным в тесной международной кооперации. Ми-38 – новый многоцелевой транспортно-пассажирский вертолет. В 2012 году второй опытный образец вертолета Ми-38 установил сразу пять мировых рекордов, официально включенных в реестр мировых рекордов Международной авиационной федерации в марте 2013 года.

• Подписан меморандум о взаимопонимании между компаниями «Сименс» и «Вертолеты России». Согласно подписанному меморандуму, стороны объединяют усилия для реализации централизованной программы развертывания цифровых технологий в рамках всего холдинга, направленной на повышение эффективности проектирования, подготовки производства и сервисного обслуживания вертолетной техники, вывода на новый уровень сотрудничества в направлении централизации и координации внедрения и использования современных технологий для управления жизненным циклом изделия.

• Партнерство AgustaWestland с «Вертолетами России» позволит создавать и улучшать характеристики нового легкого вертолета, который будет востребован на глобальном рынке. Генеральный директор AgustaWestland Даниэль Ромити заявил о том, что по всей организации — будь то инжиниринг, производство, продажи, техподдержка или что угодно — внедряется новое мировоззрение, основанное на установке «думать о заказчике». И это, по его мнению, позволит реализовать планы нового легкого вертолета, которые отвечают требованиям глобального рынка.

• На авиасалоне был представлен новый вертолет Ка-226Т с медицинским модулем. Его охарактеризовали как современный вертолет и идеальная городская «вертолетная скорая помощь». «Вертолеты России» и французская компания Turbomeca, входящая в группу Safran, подписали меморандум о взаимопонимании, направленный на создание нового сервисного центра по обслуживанию двигателей вертолетов Ка-226Т и Ка-62 в России.

• Новый многоцелевой вертолет Ми-38, который в перспективе должен будет занять нишу между легкими Ми-8/17 и тяжелыми транспортными Ми-26 был представлен на авиасалоне пилотной группой ВВС «Беркуты» на вертолете «МИ-28Н» как уникальный летательный аппарат. Ми-38 способен перевозить до 30 пассажиров и совершать полеты на скорости в 295 километров в час на расстояние до 1300 километров. К настоящему времени были собраны три летных образца нового вертолета, которые проходят различные этапы испытаний. Начало серийного производства Ми-38 запланировано на 2015 год.

• Новый легкий многоцелевой вертолет «Ансат» с гидромеханической системой управления (ГМСУ) получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета. Сертификат подтверждает соответствие типовой конструкции вертолета «Ансат» нормам авиационных правил и позволяет начать коммерческую эксплуатацию этих вертолетов.

• Подписан контракт Министерства обороны и Республики Камерун на поставку вертолетов типа Ми-17. Кстати говоря, за последний год возобновлены связи с Ботсваной, Ганой и Экваториальной Гвинеей. Тенденция сложилась следующая. Начиная с 2000 года экспорт российской вертолетной техники растет уверенными темпами. В 2001 году по линии «Рособоронэкспорта» зарубежным заказчикам было поставлено всего 12 единиц, а в плане на 2013 год их уже свыше 130. Ожидается, что объем поставок вертолетной техники в текущем году, по сравнению с 2012 годом, вырастет более чем на 20%.

Очевидно, что развитие и эффективность АОН в России нарастает и динамика свидетельствует о формировании устойчивого тренда на мировом рынке вертолетов, которые создают и собирают в нашей стране, в том числе совместно с партнерами из других стран. И в этом смысле вложения и инвестиции в развитие АОН в РФ оправданы и перспективны как с экономической, так и с политической точки зрения для нашего государства.