Карьера профессора будет зависеть от популярности в Интернет?

19 сентября 2013 г.

Современная система образования входит в новый этап реформирования и преобразования. Карьера профессора, преподавателя в образовании, как замечают специалисты, в ближайшем будущем может начать все больше походить на карьеру рок- или поп-звезды. Например, почти никому неизвестный финансовый аналитик Салман Хан из Khan Academy в одиночку создал почти 4 тыс. 10-минутных лекций для школьников обо всем на свете. За последние несколько лет он превратился в практически нового мессию от образования. Лекторы корейского онлайн-проекта Megastudy заработали $67 млн в 2012 году. Онлайн-курс по введению в финансирование Гаутама Каула, профессора финансов в Michigan Ross School of Business, на 2012 год прошло более 130 тыс. человек. Асват Дамодаран, профессор, преподающий в New York University Stern School of Business в 2003 году начал записывать свои лекции на видеокамеру и размещать их в своем блоге. Качество самого видео было очень слабым, аудио сопровождение слабое, файлы скачивались неудобно. Однако сегодня на его массовый открытый онлайн-курс уже настроилось около 30 тыс. студентов через ITunes и около 20 тыс. посмотрело его на YouTube и других интернет-площадках. В Twitter Дамодаран также имеет впечатляющее количество подписчиков – около 20 тыс.

В 2011 году западная пресса впервые обратила внимание на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), когда Себастьян Трун, профессор из Стэнфорда, с успехом прочел в интернете бесплатный курс об искусственном интеллекте. Его слушателями стали 160 тыс. человек из 190 стран. На образовательной онлайн-площадке Coursera, созданной двумя учеными Стэнфордского университета, самые популярные из сотен представленных онлайн-курсов различных университетов смогли привлечь более 200 тыс. человек.

Что такое он-лайн образование? Это видеолекции, текстовые материалы, практические задачи, образовательные онлайн-площадки, форумы. Но главное во всем этом интерактивность, т.е. возможность общения студентов и преподавателей между собой. Студенты имеют возможность использовать он-лайн образование, как эффективный и недорогой способ получить новые знания, освежить навыки или получить новые идеи у лучших профессоров из лучших университетов мира. Преподаватели получают возможность стать популярными и знаменитыми на весь мир. В оффлайне профессор может иметь очередь из желающих попасть на его лекции, интернет может сделать из него интернет-знаменитость, привлекающую внимание миллионов людей во всем мире, причем за достаточно короткое время. Современные технологии позволяют практически неограниченно расширить стены виртуального учебного класса.

Сложность заключается в том, что в Интернет нет обычного живого общения. «Переработать офлайн курс для онлайна, понять основные правила игры в MOOC – это задача не из легких, - говорит Яков Сомов, генеральный директор всероссийской медиатеки – бесплатного образовательного портала Lektorium.TV. – На мой взгляд, выдающийся интернет-преподаватель должен обладать харизмой, терпением и гибкостью». Яков Сомов выделяет два основных мотива преподавателя, желающего стать известным и популярным: получить признание/нести свет в массы, конвертировать всеобщее признание в коммерческую/научную деятельность. По всей видимости, наиболее успешные преподаватели будут стараться объединять оба мотива.

Образовательные онлайн-площадки вполне могут стать источником дополнительного дохода. А он будет, как правило, напрямую зависеть от популярности преподавателя. Сегодня пока только формируются модели монетизации трафика: плата за сертификаты об окончании курса, обмен информацией о самых успевающих студентах с работодателями, гонорары или проценты от всех продаж платных курсов.

Итак, чтобы стать популярным преподавателем в Интернет, нужно поставлять качественный контент (содержание) в Сеть. Однако успех преподавания будет зависеть на 80 процентов от стиля, формы подачи материала. Важно учесть одно правило – знаменитостью становятся те, кто целенаправленно этим занимается и/или делает конкретное важное для общества дело. При должном усердии, видимо, не так важно, из какой вы страны – шансы у всех примерно одинаковые. Тем более, что сегодня появляются программы, которые способны переводить вашу речь на практически любой из наиболее популярных языков мира.

В России на сегодняшний день созданы и развиваются следующие образовательные онлайн-проекты: UniWeb, «Универсариум», Eduson.tv, «Викиверситет», Лекториум, Businesslearning.ru, Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», VnimanieTV, Internist.ru и другие.

Еще одна из причин, почему преподаватель, например, из нашей страны, способен стать знаменитым – это площадка, которая для многих является практически единственным способом получить доступ к образованию мирового уровня. К примеру, стоимость платных курсов намного ниже, чем посещение лекции того же самого преподавателя в оффлайн. Однако она будет стоить в разы дешевле, если вы будите ее слушателям в Интернет. Тем более, что определенное количество курсов предоставляется бесплатно. Сторонники онлайн-образования уверены, что в недалеком будущем система традиционного образования может трансформироваться до неузнаваемости. А карьера профессора в образовании действительно может начать все больше походить на карьеру рок- или поп-звезды. Подобные перспективы вполне очевидны и не лишены основания.

Потому каждому российскому преподавателю я рекомендую активно изучать Интернет-технологии, связанные с образованием и в целом с различными коммуникациями во всемирной паутине.