Проблема безработицы в России и ее решение

30 сентября 2013 г.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев призвал россиян готовиться к возможному ухудшению ситуации с безработицей в России уже в 2014 году из-за текущей стагнации в экономике. Вместе с тем, президент России Владимир Путин обращает внимание в своих различных выступлениях, что забота о социальной поддержке населения будет всегда оставаться приоритетной и потому россияне могут быть уверены, что кризисы любого характера преодолимы.

Хочу обратить внимание в связи с пессимистичным прогнозом министра Алексея Улюкаева на важный момент, который отметил премьер-министр Дмитрий Медведев в своей статье «Время простых решений прошло». Она была опубликована в прошедшую пятницу в газете «Ведомости». Он призвал уйти от «политики сохранения занятости любой ценой, независимо от экономических соображений». По его словам, необходимо создать условия для профессионального роста, а не консервировать «то, что уже отжило свой век».

Если посмотреть на статистику, то в России достаточно потребности в рабочей силе. Для граждан нашей страны действительно важно активизировать своё стремление расти профессионально, не бояться менять профессии, осваивать новые навыки и формировать новые компетенции. Всё больше возможностей появляется для так называемой удалённой работы, фриланс. Но чтобы этими новыми возможностями воспользоваться нужно менять свой психологический настрой, переключать сознание со статичного на динамичный, мобильный режим работы. В принципе, этого требует не только ситуация в России, но и в целом в мире. Способность к удалённой работе, оперативному переключению с одного вида занятости на другой, умение адаптироваться к новым местам жительства - всё это конкурентные преимущества человека 21 века. Возможно государству стоит подумать о реализации программы дешевой аренды жилья в каждом регионе, где наиболее востребована временная рабочая сила. Чтобы семьи могли перебираться на определённое время и не переживать о крыше над головой. Это может быть некое социальное жилье для мобильной рабочей силы в стране. Это важная тема, которая стоит того, чтобы о ней отдельно поговорить...

Возвращаясь к ситуации с безработицей. На фоне пессимистично звучащих прогнозов об её увеличении в России, стоит сравнить данную проблему с Европейскими странами. Там уровень безработицы явно выше, чем у нас. Причём, если посмотреть на региональные особенности, то здесь окажется, что где-то этой проблемы практически нет. Например, в докладе Росстата говорится о 4-кратной разнице в уровне безработицы, зафиксированной в федеральных округах РФ в августе 2013 года. По регионам разница почти 30-кратная. Самый низкий уровень безработицы зафиксирован в августе в Центральном федеральном округе (3,1%), самый высокий — в Северо-Кавказском (12,6%). Среди регионов самая высокая безработица в июне—августе была отмечена в Ингушетии (44,5%) и Чечне (27%), самая низкая — в Санкт-Петербурге (1,6%) и Москве (1,7%).

Вот о чем действительно стоит задуматься - это о росте безработицы среди российской молодёжи, которая в нынешнем году, согласно данным Росстата, в некоторых регионах России достигла 30%. Что стоит предпринять? Помочь молодёжи перемещаться из одного региона в другой с целью нахождения мест на производстве и в компаниях, организациях, где они смогут максимально реализовывать свои способности. Формировать у молодежи понимание, что оценка их деятельности происходит на основе того, насколько они стремятся повышать свою производительность труда. Качества предпринимательства и инновационности должны стать целью для молодых людей, чтобы они вырабатывали эти качества постоянно в режиме самообразования. Как верно замечают эксперты, общественные настроения сегодня чаще всего ориентированы на неуважение к производственным профессиям (“для неудачников”), и уважение к финансовым инженерам “мыльных пузырей”. Ценность труда давно уступила место умению добиться легкой наживы. Над этим необходимо работать серьёзно и постоянно, формируя ответственное отношение к труду у молодёжи в первую очередь через СМИ и социальные медиа.