О ценовой политике на продовольственном рынке

8 ноября 2008 г.
Реализуя свои полномочия по формированию государственной аграрной политики, Российская Федерация определила в качестве одной из основных целей формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и повышение конкурентноспособности российской сельскохозяйственной продукции.
Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ установлены основы государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, обеспечение населения российскими продовольственными и промышленными товарами, сельскохозяйственным сырьем.

Во исполнение указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (постановление № 446 от 14.07.2007).

Необходимость принятия Программы вызвана тем, что с 2002 года наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства и их отставание от темпов развития экономики в целом. Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующих импортное сырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство. Общий объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) по сравнению с 2000 годом увеличился в 2,9 раза. Особенно высока доля импорта мяса и молока. По отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция российских товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка. Наметилась заметная экспансия продовольственного импорта, конкурентоспособность которого в наибольшей степени объясняется значительными мерами государственной поддержки стран - эскпортеров и либеральностью нашей торговой политики.

Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции признано приоритетным направлением аграрной экономической политики и одной из основных ее целей на 5-летний период, достижению которой будут способствовать взаимосвязанные задачи по повышению ценовой доступности товаров и услуг, территориальной доступности предприятий потребительского рынка, развитие отраслей и инфраструктуры потребительского рынка.

Согласно официальным статистическим исследованиям, на российском продовольственном рынке преобладает сложная ситуация, вызванная неконтролируемым и нерегулируемым ростом цен. Больше других пострадали от скачка цен на продовольствие Приморье, Ставропольский край, где самые популярные сорта хлеба подорожали на четверть. Рост цен не обошел Самарскую и Ростовскую область и составил 20%. В первую очередь на рынке продуктов питания растут цены на молочные продукты, хлеб, муку, подсолнечное масло, сахар, сыр, мясо.
Государственное регулирование цен, разработка и внедрение действенного механизма их стабилизации на социально-значимые товары на государственном уровне обеспечат стабильность функционирующего продовольственного рынка, защитят потребителей от «шокового» роста цен.

Отсутствие долгосрочной и комплексной нормативно-правовой базы на основе специального федерального закона порождает неуверенность собственников, инвесторов, руководителей и менеджеров в расширении и совершенствовании аграрного бизнеса, а главное, создает непривлекательный образ жизни для населения.

Принятие федерального закона о государственной ценовой политике в сфере сельского хозяйства позволило бы усилить действие антимонопольного и налогового законодательства, решить вопросы, связанные с выравниванием ценовых отношений в различных отраслях экономики. Разработка экономически обоснованной ценовой политики в агропромышленном комплексе обеспечит эквивалентные отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей со своими партнерами и справедливую долю сельского хозяйства в конечной цене продуктов питания.

Механизм государственного воздействия на продовольственный рынок в стране, направленный на стабилизацию роста цен на основные продукты питания должен быть предусмотрен в Федеральном законе и соответственно в законодательных актах Российской Федерации, в части закрепления функций правительства по введению антидемпинговых мер в специализированных министерствах (ведомствах), а также в части взаимодействия федеральных органов с субъектами РФ по вопросам введения антидемпинговых мероприятий. Он должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить стабильные цены на первоочередные продукты питания для населения с одной стороны, и одновременное развитие производства продуктов питания, с другой.

Первоочередными мерами по стабилизации продовольственного рынка является изменение импортных и экспортных пошлин, ограничение торговых наценок относительно первоначальной отпускной цены производителя продукции на социально-значимые продукты питания. Цена должна сделать выгодным расширение производства и увеличение темпов производства. Стабилизировав цены на социально-значимые товары, торговые сети и производители компенсируют свои потери в среднем и премиум-сегменте.

Другими мерами по стабилизации продовольственного рынка должны являться мониторинги сырьевых запасов, продуктов на предприятиях переработки и предприятиях торговли, мониторинг запасов зерна и интервенции на зерновом рынке, а также мониторинг цен на продукты питания. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство торговли Российской Федерации на основании расчетов экономической эффективности, анализа развития рыночных отношений и с учетом интеграции российского рынка продовольствия с международным рынком совместно должны разработать предложения о формировании системы цен на социально-значимые продукты питания и предельных коэффициентов соотношения уровней цен на конечную продукцию и закупаемое сельскохозяйственное сырье. Указанные министерства должны разработать предложения по номенклатуре сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, по которым целесообразно ввести защитные меры во внешней торговле и таможенно-тарифной политике для поддержки российских сельскохозяйственных производителей.

Разрабатываемым законопроектом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны быть обязаны обеспечить применение, где это целесообразно, предельных коэффициентов соотношения уровней цен на конечную продукцию и закупаемое сельскохозяйственное сырье, способствовать созданию отраслевых союзов и ассоциаций, защищающих интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей и населения на аграрном и продовольственном рынках.

Таким образом, принятие государством комплексных организационных мер, предусмотренных предлагаемым федеральным законом, позволит не только защитить потребителя от постоянного роста цен на первоочередные продукты питания, но и позволит существенно увеличить доходы федерального бюджета за счет развития производства.
Преодоление описанных выше негативных тенденций на продовольственном рынке России, в АПК невозможно без существенного повышения роли государства на рынке сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, установления действенных методов государственного регулирования по учету, контролю и сертификации производства при реализации продуктов сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Одним из основных средств государственного регулирования продовольственного рынка является закрепленная законом система регулирования ценообразования в АПК, в том числе и посредством закупок производимой сельскохозяйственной продукции по обоснованной цене, путем проведения закупочных и товарных интервенций в регионах, обладающих в определенный период наибольшими свободными товарными ресурсами при наибольшем падении закупочных цен. Закупленная в порядке интервенций сельскохозяйственная продукция должна хранится и использоваться в случае необоснованно резкого повышения цен на сельскохозяйственную продукцию в конкретных регионах.

Государство, кроме воздействия на интересы производителей посредством бюджетного финансирования, должно шире использовать государственный заказ и заказы для наполнения федерального и региональных продовольственных фондов в качестве метода партнерского взаимодействия государства с предприятиями и организациями АПК, выразившими намерение к долговременному сотрудничеству. Однако следует иметь в виду, что полноценным партнером государства в этом случае должны стать лишь эффективные производители - собственники или пользователи средств производства, отвечающие жестким критериям постоянного сокращения затрат и снижения себестоимости продукции, наращивающие ее объемы, улучшающие качество, соблюдающие экологические требования и нормы, обладающие безупречной кредитно-финансовой и налоговой историями.

Отсутствие мер, способствующих оптимизации общих ценовых отношений в агропромышленном комплексе, - одна из острейших современных проблем АПК. Цены на продукцию АПК растут быстрее, чем цены на продукцию промышленности, приобретаемую селом. Необходимы меры по совершенствованию инфраструктуры аграрного и продовольственного рынков с целью усиления защиты интересов производителей сельскохозяйственной продукции, по дальнейшему насыщению АПК техникой и технологическими линиями на основе лизинга для того, чтобы не происходило завышения цен заводами-изготовителями, по разработке и внедрению необходимых механизмов, обеспечивающих формирование оптовых цен на продукцию, реализуемую по лизингу.

Существующая в настоящее время налоговая политика, практика списания долгов, приводит к ухудшению финансовых показателей деятельности честно и эффективно работающих сельскохозяйственных предприятий. Необходим механизм исчисления налогов и их уплаты, согласно которому уровень налоговой нагрузки на 1 га сельскохозяйственных угодий сохранится, но основная масса земель будет облагаться налогом, определяемым качеством и месторасположением этих земель, вне зависимости от того, кто на них работает.
В настоящее время АПК страны должен стать одним из приоритетных направлений для инвестиций, для чего необходимы государственные гарантии защиты прав инвесторов, а также механизм привлечения средств частных инвесторов. Бюджетные средства в первую очередь должны выделяться на проекты, способствующие решению важных народнохозяйственных задач.

В области таможенной политики необходимо учитывать, на мировом и внутреннем продовольственном рынках Россия сталкивается с интересами развитых аграрных стран, многократно превосходящих ее в соответствующих отраслях, что делает приоритетной для АПК России политику сочетания открытости и защиты собственных производителей в зависимости от видов продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, а также тарифных и нетарифных методов внешнеэкономического регулирования в таможенной политике. Увеличение таможенных тарифов на конкретный продукт необходимо обосновывать уровнем продовольственной безопасности страны. В качестве ее важнейшего инструмента необходимо обратиться к сертификации - совершенствованию государственного контроля за качеством сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов с тем, чтобы не допускать проникновения на российский рынок некачественных продуктов питания, ухудшающих состояние здоровья населения.

В целях реализации мероприятий, указанных в настоящем технико-экономическом обосновании к законопроекту «О ценовой политике на продовольственном рынке» помимо разработки самого законопроекта и его принятия потребуется внесение изменений в некоторые законодательные, иные нормативные акты РФ, а именно: Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Федеральный закон от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», постановление Правительства РФ от 03.08.2001 №580 «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», постановление Правительства РФ от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановление Правительства РФ от 16.03.1999 № 295 «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства».

Принятие предлагаемого федерального закона не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета.

М.Г. Кавджарадзе