Об импорте продуктов питания и вступлении в ВТО

8 ноября 2008 г.
С весны 2003 иностранное мясо ввозится в Россию по квотам с таможенной пошлиной в 15%.

Если квота превышена, пошлина резко возрастает и становится заградительной.

Менять закон, который регулирует заграничные поставки, Минэкономразвития кинулось, чтобы реализовать одобренные правительством соглашения между Российской Федерацией и США о торговле некоторыми видами мяса птицы, говядины и свинины.

Ладно бы это соглашение стало платой за согласие США на вступление России в ВТО. Но американцы готовы начать об этом разговор, только когда будет окончательно подписано «мясное соглашение».

Безусловно, мы должны вступать в ВТО, хотя бы потому, что это открывает для России большие возможности, в том числе и для экономического роста.

Однако делать это без четко оговоренных условий не только безответственно, но и опасно. Причем необходимо учитывать объективные факторы. Прежде всего - существенное различие в уровнях развития экономики России и той же Европы.

Нынешнее сложное положение российского агрария фактически может привести нас к утрате продовольственной независимости.

Сегодня на 4 000 000 работающих в российском аграрно-продовольственном комплексе из федерального бюджета выделяется всего 1.5 % всех средств, что в 10 раз меньше, чем в США или государствах Евросоюза.

А требования отдельных членов ВТО отказаться от "протекционистской политики" по отношению к российскому селу - чистые двойные стандарты.

Так вот именно с "обеспеченностью" у нас сегодня весьма серьезные проблемы. Тем более что некоторые политики и экономисты пытаются подменить вопрос продовольственной безопасности вопросом количества продовольствия и его доступности, забывая почему-то не только проблему продовольственного импорта, но и вопросы его качества и безопасности для здоровья.

А ведь продовольственная безопасность государства возможна лишь тогда, когда годовое производство (подчеркну - именно производство, а не ввоз) жизненно важных продуктов питания составляет не менее 80% годовой потребности населения.

В то же время в регионах производят продукты питания в 2-3 раза дешевле импортных, а по уровню их качества россияне давно уже сделали однозначный выбор в пользу отечественных.

Тем временем нашу страну просто заполонили некачественные (или недостаточно качественные) зарубежные продукты, импорт которых в последнее время приобретает размеры настоящей экспансии. И если его средний показатель по стране составляет 40-50%, то в тех же Москве, Питере и Екатеринбурге он зашкаливает за 80%!

Кроме того, в США в год собирают 250 000 000 тонн кукурузы (в России - только 1 000 000 тонн) и 79 000 000 тонн сои (у нас - 300 000 тонн). Основная часть этого урожая - генномодифицированная продукция.

Вполне возможно, выращенные на таком сырье животные и птица не будут представлять риск для здоровья потребителей.

О потенциальной угрозе того или иного товара российские потребители могут даже не узнать - американцы хотят заставить нас еще и согласовывать ветеринарные ограничения на собственную продукцию.

Между тем для обеспечения национальной экономической безопасности нужно сокращать факторы риска, а не плодить новые.

Изменение квот разорит отечественную аграрную кооперацию, которая только-только «стала на крыло». После этого мы уже сами будем вынуждены отменять все квоты - другого мяса, кроме импортного, на рынке не останется.

Стоило России ввести практику квотирования импорта птицы, как производство куриного мяса у нас за два года выросло на треть. При этом качество отечественного продукта намного выше того, что завозится из-за границы. Потребляя мясо птицы отечественного производства, россияне сохраняют свое здоровье.

На сегодняшний день, с одной стороны, исполнительная власть выделяет средства на организацию агро-лизинга, страхования рисков в сельхозпроизводстве, а с другой - предлагает "заморозить" финансирование села. В цивилизованном мире, на который мы стремимся ориентироваться, все иначе.

В США объём прямой господдержки сельского хозяйства составляет свыше 25% от стоимости продукции, в странах Евросоюза этот показатель достигает 50%, тогда как уровень выделяемых селу субсидий в России не превышает 10%.

Нужно срочно разработать и принять технические регламенты на импортное мясо, закрепив это законодательно. Все цивилизованные страны, кроме РФ, принимают подобные заградительные меры.

Мы столько раз просили Правительство РФ повысить пошлины на сыры дешевых сортов, однако это так и не сделано. А ЕС настроен на захват рынков, и существует целая программа, как подорвать российское производство. И только двумя мерами - бюджетными средствами и таможенным регулированием - можно поддержать отечественного производителя. Но этого никто не делает.

Наши производители риса не смогут конкурировать с поставщиками с Запада. Те, кто допускает подобное, фактически предают интересы России, наносят ей колоссальный ущерб.

Таможенно-тарифное регулирование несет исключительно фискальную нагрузку и не оберегает внутренний рынок от внешнего вторжения. Сейчас импортеры ждут, когда цены подрастут, чтобы вбросить запасы на наш рынок.

По большей части молочные товары завозятся в нашу страну из Украины и Белоруссии. Но совершенно очевидно, что соседи сами не в состоянии произвести такого количества сыров, йогуртов, сливочного масла и пр. Для этого понадобились бы мощности, которыми братья-славяне не располагают, — двадцати Липецких областей у них попросту нет, а это значит, что на российскую территорию ввозится все та же продукция из стран Евросоюза, который активно поддерживает своих производителей. В среднем государства Евросоюза дают фермерам 800 $ на 1 га пашни, тогда в России-всего 12 $.

Минсельхоз России еще давным-давно подтвердил целесообразность установления дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин на продукты, аналоги которых производятся в России.

Но подобные предложения игнорирует финансово-экономический блок Правительства РФ.

Но это только кажется, будто дешевый импорт выгоден покупателям. Дескать, человеку без разницы, какой сыр покупать — костромской, вологодский или голландский. Главное, чтобы товар был надлежащего качества и стоил приемлемо.

Но завтра, когда с прилавков исчезнут российские продукты, за импортные придется платить уже иную цену, ту, которую продиктуют дяди из США и Евросоюза.

Мы, члены Совета Федерации, представляющие в законодательной власти сельскохозяйственные регионы, хотели бы обратить внимание руководства страны, что пора принимать меры к обеспечению, а затем и к укреплению продовольственной безопасности и независимости России. При этом страна должна узнать «героев», повинных в том, что к нам ввозится продукция по заниженным ценам, а заодно и качеству.

М.Г. Кавджарадзе