Cтабильность россиянам обеспечит только закон

8 ноября 2008 г.
В настоящее время в России приоритет правового регулирования закрепился за нормативными актами органов исполнительной власти: постановления, распоряжения, приказы…. Даже в сами законы теперь всё больше отсылают к «уполномоченным органам».

Представляя орган законодательной власти, готов утверждать, что единственным гарантом устойчивого развития российской экономики является стабильность в сфере законодательного регулирования, когда первоисточником правовых норм будут законы, а не бесконечно сменяющие друг друга нормативные документы органов исполнительной власти, «перетряхивающие» народ, как минимум, раз в месяц.

Если рассматривать вопрос юридической значимости, то наивысшей силой на всей территории России обладает Конституция Российской Федерации, за которой следует основанный на ее положениях закон.

Такой уклад обеспечивается, в том числе, многоступенчатой системой рассмотрения в законодательных, в исполнительных и в судебных органах государственной власти, предшествующей пересмотру положений Конституции Российской Федерации и принятию законодательных актов.

В то время, как постановления, распоряжения, приказы исполнительных органов не требуют согласования с органами законодательной власти и, как правило, принимаются в порядке, установленном такими же нормативными актами: регламентами, положениями и так далее. Именно поэтому число оспариваемых в судебном порядке правовых актов органов исполнительной власти несоизмеримо выше количества аналогичных обращений в суд по вопросам признания незаконными положений законодательных актов.

Но в суд идут люди, которые знают о таком способе разрешения вопросов, как правило, хоть в какой-то степени связанные с гуманитарными науками. А что делать человеку, который всю жизнь «пахал» на заводе, а сегодня к нему пришли юристы коммерческой компании, вооруженные отнюдь не гаечным ключом, а правовыми нормами, и говорят о выселении на основании акта исполнительного органа о строительстве на месте его жилья крупного торгового центра. Будучи отличным специалистом в своем деле, он даже не знает, что может пойти в суд, что не особо меняет ситуацию, поскольку услуги адвоката ему, скорее всего, не по карману, ведь он должен кормить детей, при том, что бесплатная юридическая помощь у нас полагается только в уголовном судопроизводстве! Вот и получается, что рядовой работяга с завода в такой ситуации остаётся не защищённым ни государством, ни законом.

Безусловно, всестороннее участие исполнительной власти в процессе формирования правовой базы, невозможно недооценить. Но всё чаще такое участие сводится исключительно к непосредственной разработке законодательных актов, которые уже в готовом виде выносятся на суд парламента.

Между тем, практика показала, что такой способ взаимодействия законодательной и исполнительной властей не является наиболее эффективной.
Ведь, в большинстве своём, на стадии бесконечного исправления, редактирования и согласования мы теряем массу времени, в связи с чем, зачастую, законодательная инициатива просто-напросто теряет актуальность, поскольку предмет уже урегулирован в иных актах, которые, как мы знаем, далеко не всегда обеспечивают права и законные интересы всех участников правоотношений, складывающихся в данной отрасли, а порой в результате принятия даже наносят последним вред.

Таким образом, в целях наиболее действенного сотрудничества по вопросам законотворчества, готов предложить сотрудничество на стадии разработки проектов правовых актов, что представляется весьма логичным с учетом наличия у представителей законодательной власти выработанного годами механизма и необходимых ресурсов.

Я не ставлю под сомнение то обстоятельство, что в системе органов исполнительной власти множество специалистов, которые на практике знают все недочеты и пробелы отрасли, в которой работают.

Но само по себе законотворчество имеет ряд специфических особенностей, которые не всегда доступны такому специалисту, не обладающему опытом разработки законодательных актов и поправок к ним.

При этом уникально ценным вкладом такого специалиста будет именно обозначенная им необходимость законодательного регулирования, а также его активное участие на стадии разработки концепции и в ходе рассмотрения законопроектов участников законодательного процесса.

М.Г. Кавджарадзе
4 декабря 2011 г. 16:52 #
justice
 
Мудрые мысли. Наверняка возникли при анализе конкретных случаев. Что стало с теми людьми? Выселили их или нет?
5 декабря 2011 г. 2:01 #
Step123
 
Не реально принять законы на все случае жизни.
тем более, законы тоже не без "специальных" норм выходят, чтобы нужные люди могли ими пользоваться и дальше свой капитал наращивать.
Везде одно лобби своих интересов, и плевали наши нормописатели на конституции с ее формальным "законы для народа".