Правовые основы деятельности        Состав Комиссии        Планы и отчеты

ОТЧЕТ ВРЕМЕННОЙ КОМИССИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

В феврале 2014 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 03 февраля 2014 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон), направленные на защиту транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в том числе, террористических актов.

В тоже время Постановлением Совета Федерации от 19 февраля 2014 года № 35-СФ «О создании Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» была создана Временная комиссия Совета Федерации по мониторингу реализации указанного Федерального закона (далее – Временная комиссия).

Для осуществления поставленных задач в 2014 году Временной комиссией были проведены заседания с представителями организаций транспортного сообщества и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе, с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам, Следственным комитетом Российской Федерации, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Согласно данным, предоставленным организациями транспортного сообщества, для обеспечения норм транспортной безопасности хозяйствующим субъектам потребуется: Государственному бюджетному учреждению города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений «ГОРМОСТ» – свыше 13 млрд. 400 млн. руб., Государственному унитарному предприятию пассажирского транспорта Московской области «МОСТРАНСАВТО» – свыше 5 млрд. 680 млн. руб, Открытому акционерному обществу «Барнаульский автовокзал» – 5 млрд. 523 млн. руб., Муниципальному унитарному пассажирскому автотранспортному предприятию № 1 (Пассажирское автотранспортное предприятие города Вологды) – 589 млн. руб., Государственному унитарному предприятию города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» – 24 млрд 357 млн. руб., Муниципальному предприятию города Нижнего Новгорода «Нижегородский метрополитен» – 491 млн. руб., Муниципальному предприятию городского округа Самара «Самарский метрополитен имени А.А. Росовского» – свыше 265 млн. руб.

Расходы Открытого акционерного общества «Авиационная компания «Трансаэро» составят 22 млрд. 720 млн. руб., расходы Открытого акционерного общества «Авиационная компания «Сибирь» – 520 млн. руб., расходы Общества с ограниченной ответственностью Авиапредприятия «Газпром авиа» – 121 млн. руб., расходы Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» составят свыше 762 млрд. 760 млн. руб.

Также во Временную комиссию представлены расчеты затрат субъектов Российской Федерации, связанные с реализацией норм Федерального закона.

По полученной информации, расходы бюджетов субъектов Российской Федерации составят: в Рязанской области - свыше 1,3 млрд. руб., в Волгоградской области – более 1,5 млрд. руб., в Пермском крае – 1 млрд. 640 млн. руб. В Тюменской области единовременно необходимо 8,5 млрд. руб. для выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, при этом ежегодное финансирование составит 1 млрд. руб. В городе федерального значения Санкт-Петербург планируемые затраты на 2014 и 2015 годы соответственно составляют 2,4 и 1,9 млрд. руб. В Республике Мордовия - 3 млрд. 624 млн. руб.

Муниципальным образованиям в Ярославской области потребуется свыше 53 млн. руб.; в Краснодарском крае – 89 млн. руб.; в Оренбургской области –396 млн.руб.

Кроме этого, в своих обращениях субъекты Российской Федерации указывают, что в связи с дефицитом бюджетных средств, фактические затраты на реализацию требований по обеспечению транспортной безопасности не производятся, либо производятся частично.

Например, в Республике Татарстан, Орловской и Брянской областях в 2014 году финансирование не осуществлялось. В бюджете Республики Коми в 2015 году не запланированы расходы по обеспечению транспортной безопасности. В Приморском крае в 2014-2017 годах финансирование не предусмотрено.

Из бюджета Ненецкого автономного округа на 2014 год выделено 69,9 млн. руб., которые предназначены исключительно для обеспечения авиационной безопасности, а осуществление мероприятий на иных видах транспорта не предусмотрено.

Правительством Нижегородской области в 2015-2016 годах планируется выделение свыше 284 млн. руб. на выполнение мероприятий только на Нижегородском метрополитене.

Необходимо отметить, что все расчеты проводились в первой половине 2014 года без учета финансово-экономических последствий от ограничительных политических и экономических мер, введенных в отношении Российской Федерации.

Дополнительно субъекты Российской Федерации отмечают следующие проблемы, связанные с реализацией Федерального закона:

- зафиксированы массовые случаи прекращения деятельности автотранспортных предприятий (автостанций), не имеющих финансовой возможности проведения мероприятий по транспортной безопасности (Волгоградская область, Рязанская область, Алтайский край);

- задержки проведения Федеральным дорожным агентством и Федеральным агентством железнодорожного транспорта категорирования и утверждения планов транспортной безопасности (Приморский край, Орловская, Костромская, Кемеровская, Пензенская, Владимирская области).

Между тем, созданная система транспортной безопасности направлена на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от противоправных действий (бездействий), в том числе террористических актов, угрожающих безопасности деятельности транспортного комплекса, влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создающих угрозу наступления таких последствий.

Согласно данным, представленным Следственным комитетом Российской Федерации о количестве погибших и получивших вред здоровью, а также размере причиненного материального ущерба, в результате совершения террористических актов на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры:

3 сентября 2003 года в результате совершения террористического акта на железнодорожной ветке «Минеральные Воды - Кисловодск» погибли 6 человек и 86 причинен различной степени тяжести вред здоровью, материальный ущерб составил 2 941 980 руб.;

6 февраля 2004 года в результате взрыва в электропоезде на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» Московского метрополитена погиб 41 человек и 238 причинен различной степени тяжести вред здоровью, материальный ущерб составил 2 175 685 руб.;

29 марта 2010 года в результате взрывов на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры» Московского метрополитена погибли 39 человек и 119 причинен различной степени тяжести вред здоровью, материальный ущерб составил 17 049 663 руб.;

24 января 2011 года в результате взрыва в зале международных прилетов московского аэропорта «Домодедово» погибли 37 человек и 159 причинен различной степени тяжести вред здоровью, материальный ущерб составил 40 520 928 руб.;

В конце 2013 года в результате совершения 3-х террористических актов в г. Волгоград погибли 40 человек и 144 причинен различной степени тяжести вред здоровью, материальный ущерб составил 108 323 776 руб.

На основании изложенного можно сделать вывод, что в данном вопросе необходимо соблюдать рациональность применения защитных мер и осуществления затрат, а также сопоставлять их с возможными негативными последствиями.

Одновременно сообщается, что в настоящее время утверждены не все подзаконные акты, предусмотренные во исполнение Федерального закона. По данным Минэкономразвития России на часть из них получена отрицательная оценка регулирующего воздействия.

Помимо прочего, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 год (далее – План).

В соответствии с пунктом 22 Плана необходимо осуществить перенос вступления в силу требований в области транспортной безопасности в отношении отдельных видов транспортных объектов, в целях отсрочки введения дополнительных производственных издержек для субъектов предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное, целесообразно продолжить работу Временной комиссии в целях дальнейшего мониторинга реализации Федерального закона от 03 февраля 2014 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности».

Однако, уже по итогам первого года работы Временной комиссии выявлены правовые пробелы и противоречия в сфере законодательства, направленного на обеспечение защищенности транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в том числе, террористических актов.

В этой связи, Временной комиссией подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения транспортной безопасности».

Указанный законопроект поддержан большинством членов Совета Федерации, входящих в состав Временной комиссии, а также согласован с профильными комитетами Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, по обороне и безопасности, а также с комитетом по экономической политике.

 

Отчет временной Комиссии Совета Федерации по мониторингу реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» (pdf, 248Kb)