Отзыв на проект Федерального закона № 342434-5 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации»
ОТЗЫВ на проект Федерального закона № 342434-5 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» (в части использования лесов для размещения объектов промышленного рыболовства), рассмотренный Советом Государственной Думы 6 апреля 2010 года.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу рассмотрел проект Федерального закона № 342434-5 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» (в части использования лесов для размещения объектов промышленного рыболовства), внесенного Сахалинской областной Думой, рассмотренный Советом Государственной Думы 6 апреля 2010 года, и отмечает следующее.
Проект Федерального закона предлагает внести изменения в статьи 25 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, а также дополнить его новой статьей 471. При этом законопроектом предлагается расширить перечень видов использования лесов за счет нового вида их использования – «размещения объектов промышленного рыболовства».
В действующей редакции Лесного кодекса Российской Федерации отсутствуют нормы дающие возможность использовать земли лесного фонда для целей рыболовства и рыбного хозяйства. Согласно статье 18 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» использование земельных участков для целей рыболовства осуществляется только в соответствии с водным и земельным законодательством. Таким образом, оформление прямого использования земель лесного фонда для целей рыболовства затруднено.
В этой связи в Сахалинской области имеются случаи судебных решений о незаконном использовании земель лесного фонда организациями, осуществляющими рыболовство. Данная проблема будет возникать и в других субъектах Российской Федерации. В тоже время предложенная редакция проекта Федерального закона недостаточно проработана. В частности законопроект предлагает решать проблему только в отношении одного вида рыболовства – промышленного. Однако, формирование рыбопромысловых участков согласно статье 18 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено также для прибрежного рыболовства, и других видов рыболовства, а также товарного рыбоводства. Таким образом, представляется целесообразным использование вместо термина «размещение объектов промышленного рыболовства» более широкого термина «для обеспечения рыбного хозяйства».
Законопроектом не учтено, что для целей рыболовства и рыбного хозяйства в подавляющем большинстве случаев требуется осуществлять строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда. В связи с этим необходимо внести изменения в статью 21 Лесного кодекса Российской Федерации. Законопроектом не учтено, что порядок освоения защитных лесов (к которым относятся и леса расположенные в водоохранных зонах), устанавливаемый статьями 12 и 102 Лесного кодекса Российской Федерации не предусматривает осуществление такого вида деятельности как охрана и использования водных биологических ресурсов. В связи с чем, требуется внести изменения в статью 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, по мнению Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, более правильным было бы представлять лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые будут использоваться для целей рыболовства, на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного Кодекса Российской Федерации, гражданам и юридическим лицам, имеющим договора на пользование рыбопромысловыми участками.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу поддерживает концепцию представленного законопроекта при условии его доработки в соответствии с указанными замечаниями.
Первый заместитель председателя Комитета С.Ф.Лисовский