Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ограничении курения табака» и в Кодекс Российской Федерации об административных авонарушениях»

Всесторонний анализ регулирующего сферу потребления табачных изделий законодательства выявил несостоятельность действующих норм в части защиты прав некурящей части населения Российской Федерации.
Учитывая данные, представленные Министерством здравоохранения Российской Федерации, согласно которым пассивное курение наносит организму человека значительно больший вред, чем само активное курение на курильщика, отсутствие механизма ограждения некурящей части населения от воздействия окружающего табачного дыма не отвечает положениям Конституции Российской Федерации в части соблюдения прав граждан на жизнь, охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие, когда «вредная привычка» одного человека становится причиной серьезных заболеваний для другого.

Целями разработки настоящего проекта федерального закона является защита прав некурящей части населения Российской Федерации, пресечение роста потребителей табачных изделий, уменьшение количества курящих граждан, а также пресечение вовлечения в процесс потребления табачных изделий не достигших совершеннолетнего возраста лиц.
Нормы действующих законодательных актов Российской Федерации не обеспечивают защиту прав некурящей части населения России, которая постоянно подвергается воздействию окружающего табачного дыма, а визуальная общедоступность процесса потребления табака провоцирует интерес к табачным изделиям не достигших совершеннолетнего возраста лиц, что приводит к вовлечению в процесс курения детей и подростков.
Федеральный закон от 10 июля 2001 года № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», закрепляя ряд ограничений (например, запрет на курение в общественном мете), не содержит положений, определяющих категорию «общественное место», где курение не допускается и не дает представления о специально отведенном для курения месте, поскольку не устанавливает требований к его оборудованию.

Кроме того, действующая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как и иные законодательные акты Российской Федерации, не предусматривает ответственность за нарушение норм Федерального закона «Об ограничении курения табака», а также не определяет органы государственной власти, осуществляющие контроль за соблюдением данного закона и уполномоченные привлекать к ответственности правонарушителей, поэтому его нормы остаются декларативными.

По названным причинам непосредственно в местах общего пользования, где в соответствии с Федеральным законом «Об ограничении курения табака» курение запрещено, располагаются условно отделенные места для курения, при этом продукты потребления курительной табачной продукции распространяются по всему периметру помещений, таким образом вовлекая в процесс потребления окружающего табачного дыма («пассивного курения») присутствующих некурящих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ограничении курения табака» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» определен правовой режим общественных мест, а также предусмотрено разграничение таких мест на места, в пределах которых потребление табачных изделий запрещено вне специально отведенных для курения мест, а также на места, в пределах которых потребление табачных изделий и организация мест для курения (образовательные учреждения).

Законопроектом установлен ряд обязательных требований к оборудованию специально организованных для курения мест в соответствии с правилами пожарной безопасности, а также требования о создании нормальных условий пребывания в таких помещений для курильщиков.
Законопроект предусматривает изменение положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части введения мер административной ответственности за нарушения законодательства об ограничении потребления табачных изделий.

В числе специальных норм законопроект устанавливает меры ответственности за продажу табачных изделий не достигшему восемнадцати лет лицу, за нарушение требований и ограничений закона к организации мест для курения, за необоснованное включение во вновь создаваемое аудиовизуальное произведения сцен потребления табачных изделий.

Положительный опыт законодательного регулирования сферы потребления табачных изделий в зарубежных странах свидетельствует о том, что с принятием соответствующих правовых актов, ограничивающих курение, устанавливающих контроль и ответственность за несоблюдение положений данного законодательства, резко снизился уровень потребления табака.

Необходимость введения указанных ограничений продиктована статистическими данными Всемирной организации здравоохранения, согласно которым от болезней, вызванных потреблением табачных изделий, ежегодно в мире умирает 4 миллиона человек. К 2030 году это число, по прогнозам учреждений здравоохранения, возрастет до 10 миллионов человек. Примерно 25% регулярных курильщиков сигарет умирает преждевременно по причине курения, многие из них смогли бы прожить на 10, 20 или 30 лет дольше.

Снижение количества курящих граждан до минимума явилось результатом введения мер ответственности в отношении нарушителей законодательства об ограничении потребления табачных изделий в виде высоких штрафных санкций и лишения свободы (как правило, при повторном нарушении) в Гонконге, Швеции, Норвегии, США, Голландии, Германии, Франции, Ватикане, Великобритании, Канаде, Австралии, Ирландии, Чехии, Пакистане, Греции и многих других странах.

Россия входит в число трех крупнейших рынков реализации табачных изделий в мире. Четверть смертей вследствие развившихся онкологических заболеваний в стране вызвана курением. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в Российской Федерации от причин, связанных с потреблением табачных изделий, преждевременно умирают около 300 тысяч человек, из них 100 тысяч от рака, что превышает количество смертей в результате дорожно транспортных происшествий, потребления наркотиков, от СПИДа, убийств и самоубийств вместе взятых.

При этом особое беспокойство вызывает тот факт, что курить начинают во все более юном возрасте, курящий ребенок в настоящее время не редкость.

Для комплексного решения проблемы здоровья нации необходимо сделать первый шаг в направлении законодательного ограничения потребления табачных изделий, чтобы обеспечить защиту конституционных прав граждан на охрану здоровья и оградить некурящих лиц от вредного воздействия табачного дыма, а также в целях предотвращения вовлечения детей и подростков в процесс потребления табачных изделий необходимо изменение законодательства в сфере ограничения потребления табачных изделий.