Перспективы развития АОН в России

24 ноября 2014 г.

Авиация общего назначения давно уже стала одним из драйверов экономического развития урбанизированных районов многих стран мира. Так, например, по данным ИКАО (Международной организации гражданской авиации) в 2013 году в одних только США сектор малой авиации был оценен правительством в 150 миллиардов долларов, а общее количество задействованных людей в данном сектора превысило 1,5 миллиона человек.

В нашей стране, не смотря на огромный потенциал и на оставшуюся еще с советских времен базу, сектор авиации общего назначения находится в кризисе, выход из которого прогнозируется в ближайшие несколько лет.

Одним из главных препятствий на пути развития АОН в нашей стране являлось несовершенство правовой системы, отвечающей за малую авиацию. Правовая база, призванная регулировать сектор, была заложена еще в девяностые года прошлого столетия, практически сразу после распада Советского Союза. За прошедшие двадцать лет многие законы и понятия потеряли свою актуальность и стали препятствием развития сектора. Осознавая этот факт, Комиссией по развитию АОН при Президенте РФ, предпринимаются действия по поддержке развития сектора, включающий целый комплекс правовых аспектов, призванных привести российский сектор АОН к мировой практике и начала сложный процесс имплементации разработок.

Ранее, в 2010 году были введены в действие новые Федеральные правила использования воздушного пространства РФ (ФПИВП РФ), разработанные с учетом стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, направленные на демократизацию выполнения полетов частными пилотами в нашей стране.

Принятые правила отечественные авиаторы ждали многие годы: впервые в России был введен так называемый «уведомительный» характер полетов вместо действующего до этого «разрешительного». Теперь для совершения полета в воздушном пространстве класса «G», пилоту больше не нужно запрашивать разрешение диспетчерской службы, достаточно уведомить службу за час до предполагаемого полета. 

Еще одним препятствием является, нехватка квалифицированного персонала, способного обслуживать сектор. Число активно работающих гражданских пилотов, получивших образование в советское время, неуклонно сокращается. Молодые же специалисты заметно уступают опытом и учебных заведений среднего звена почти нет.  К тому же, несмотря на легкость получения лицензии частного пилота любителя, получить лицензию гражданского пилота намного сложнее, а из-за неразвитости сектора лишь небольшое количество выпускников школ поступают в профильные ВУЗЫ.

Как становится понятным, для создания работающего комплекса авиации общего назначения необходимо приложить еще много усилий. Однако государство уже начало работу в данном направлении: разрабатываются программы поддержки отечественных производителей вертолетов, принимаются новые законы, призванные помочь развитию сектора. Комиссия по вопросам развития авиации общего назначения при Президенте Российской Федерации активно сотрудничает с признанными экспертами и прислушивается к мнению представителей сектора. Помимо этого, под эгидой правительства в рамках развития государственно-частного партнерства ведутся обсуждения с инвесторами, заинтересованными в скорейшем развитии сектора авиации общего назначения. На сегодняшний день уже существуют несколько вертодромов и продолжаются работы по строительству новых посадочных площадок в Москве и Московской области. Так же и в регионах идет развитие, например в Липецке, ведутся работы по вводу в эксплуатацию двух посадочных площадок.

Из всего вышесказанного можно утверждать, что такой комплексный подход к развитию АОН в России позволит вывести сектор из кризиса уже в ближайшее время.