Обязательное СМС-подтверждение подписки на платный контент

18 июня 2015 г.

В последнее время в сетях стали появляться жалобы пользователей мобильного интернета на работу мобильных операторов: после серии переадресаций вы попадаете на страницу, где запрашиваемую услугу можно посмотреть, только получив платную подписку. При этом условия партнерского соглашения задвинуты в угол экрана размытым шрифтом.

Вот самая общая схема мошенничества: вы нажимаете кнопку для получения какой-то услуги, а в результате без всякого подтверждения подключаетесь к платной подписке и с вашего счета автоматически списываются средства за ее активацию. Вариаций этой схемы может быть множество, но суть одна - вам без вашего подтверждения продают платную услугу, которую вы не выбирали.

Мы уже свыклись с тем, что действия контент операторов часто находятся на грани мошенничества — они без подтверждения согласия своих абонентов подписывают их на платные услуги, причем ситуацию сознательно форматируют таким образом, что клиенты вроде сами дали свое согласие на это – нажали на экран. Самое главное для провайдера - предоставить не саму услугу, а предложить ее так, чтобы она без вашего согласия становилась платной подпиской, скажем, на целый месяц. 20–50 рублей в месяц - вроде немного, и заниматься этой муторной разборкой не стоит нашего времени и внимания. Ведь прежде надо поймать мошенника за руку: выжидать, фиксировать (например, через скриншоты), затем выходить на головного оператора и доказательно приводить ему всю систему незаконного списания ваших денег.

Затем вы должны выслушать его контраргументы (к которым он, очевидно, уже хорошо подготовлен) и, если ваши доказательства будут железными, ваша эрудиция – несомненной, а проявленная при этом воля к справедливости - непоколебимой, вы можете получить ответ вроде такого: «Мы зафиксировали факт недобросовестного привлечения абонентов к подписке. С нашей стороны сразу были предприняты соответствующие меры. Для новых абонентов подписка закрыта, недобросовестный партнер оштрафован. В случае повторных нарушений на него будут возложены более серьезные санкции. Мы аннулировали все незаконные подписки и вернули деньги всем подписчикам. Спасибо вам за информирование. Компания приносит извинения за доставленные неудобства».

С точки зрения деловой этики такая позиция выглядит не очень красиво: она очень удобна для недобросовестных операторов. Ведь пользователей тысячи и миллионы и не все они по разным причинам могут оповещать операторов о проделках их партеров. На один случай реакции приходится сотни и тысячи незафиксированных проделок, приносящих недобросовестные доходы контент-провайдерам.

Полагаю, что возврат денег пострадавшим абонентам это невыход из положения, а скорее закрепление непрозрачной ситуации. Очевидно, нужна система штрафов, намного перекрывающих потери потребителей, и других санкций, которые бы очень ясно указывали операторам на границы допустимого.
А ведь само это явление приобрело массовых характер и конечно заслуживает законодательного регулирования. В 2014 году только один сотовый оператор связи вернул потери 205 тысячам пострадавшим (!) на сумму 69,2 миллиона рублей.

Одним из действенных мер, считаю обязать законодательно операторов ввести СМС подтверждение на согласие оплатить доступ к платному контенту. Такое решение способно оградить потребителей от недобросовестных поставщиков услуг. Необходимы меры, которые создадут неприемлемых условий для любителей наживы.