"Нефтегаз" настроился на импортозамещение
Введенные почти год назад санкции Запада затронули широкий круг высокотехнологичных видов оборудования, материалов и услуг для нефтегазового комплекса.
Но нет худа без добра. Санкции против нашего Нефтегаза и девальвация рубля дают шанс 300 нашим предприятиям увеличить собственную долю рынка.
Напомню, что технологическая самостоятельность от заграницы достигается не только за счет собственно замещения импорта на отечественные товары, но и путем локализации производства, за счет технологических альянсов между компаниями. И таких примеров в отрасли – предостаточно, даже сегодня, во времена санкций.
За программу принялись энергично. Министерство энергетики РФ оперативно создало Межведомственную рабочую Группу по снижению зависимости российского ТЭК от импорта оборудования. В своей практической деятельности этот орган опирается на экспертные группы по импортозамещению в нефтегазовом комплексе, которые спрофилированы по 14 направлениям. Именно эти группы разработали целый каскад временных программ по наращиванию импортозамещения в отрасли. Программы стартуют без промедления – с 2015 года.
Самая ближайшая задача поставлена на 2016 год – срочная программа должна помочь самым запущенным и в то же время самым перспективным секторам - технологиям гидроразрыва пласта и наклонно-направленного бурения – там можно быстро получить большой эффект и отдачу. В этот период особое внимание следует уделить так называемому гибридному подходу к импортозамещению (точечному поиску объектов инвестирования), который предполагает упор на создании видов оборудования и материалов, которых не просто мало производится в стране, а тех, которые являются критически важными, ключевыми для всей поставленной задачи достижения технологической независимости отрасли (мал золотник – да дорог).
Далее идет текущая программа, рассчитанная до 2018 г. Она предусматривает уменьшение присутствия иностранной технологии, материалов и услуг, по которым сегодня сохраняется критический уровень зависимости от импорта: программные средства для управления процессами добычи нефти и газа, катализаторы для базовых процессов нефтепереработки и нефтехимии, насосно-компрессорное оборудование, сжижение природного газа, газовые турбины высокой мощности, интегрированные услуги по оборудованию скважин, технологии нефтегазопереработки, высокой мощности газовые турбины.
Следующая программа – среднесрочная, завершается в 2020 г. Она предусматривает снижение общей доли импорта в нефтегазовом секторе с текущих 60% до 43%. Главные проекты: добыча на шельфе, гибкие насосно-компрессорные трубы.
Но эксперты ставят перед отраслевиками и долгосрочные ориентиры: согласно проектировкам Энергетической стратегии, к 2035 году удельный вес импортной технологии в нефтегазовом секторе России должен быть в пределах 10%. Тогда можно будет говорить о полной экономической и технологической самостоятельности отрасли (сам импорт в разумных пределах никто не отменял).
Как нацелить отдельные фирмы и предприятия на достижения этих, скажем, непростых задач? В последнее время в отрасли был отработан инструментарий государственной поддержки импортозамещения: субсидии, софинансирование исследований, гранты, преференции при госзакупках, компенсация процентных ставок по комплексным инвестиционным проектам. Кроме того, в ближайшее время намечается внедрить механизм возмещения затрат на превышение процентных ставок от нормативного уровня. Но наиболее мощным рычагом может стать Фонд развития промышленности, недавно созданный специально для поддержки программ импортозамещения.
Думаю, можно смело рассчитывать на успех этой серии проектов, поскольку импортозамещение в отрасли – это не теория, а успешная практика сегодняшнего дня. За короткий срок на предприятиях нефтегазового комплекса России был налажен выпуск практически всего перечня нефтегазового оборудования, ранее поставляемых из Украины и Азербайджана. Успешный почин сделан – главное удержать темп.