Ворота Уфимских саммитов широко открыты в будущее

20 июля 2015 г.

В Уфе на недавно прошли сразу три международных саммита: БРИКС, ШОС и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

БРИКС. Для стран БРИКС эта была уже седьмая полноформатная встреча глав государств-членов ассоциации, которая ознаменовалась началом практической работы созданных ею финансовых институтов.

Готовится открытие Пула валютных резервов (как дублер или замена Международному Валютному Фонду), Банка развития стран БРИКС (как дублер или замена Всемирному Банку). В июне 2015 г руководители Центробанков и министры финансов стран БРИКС начали обсуждать проект создания собственной межбанковской системы информации и платежей, аналогичной SWIFT. Думаю, что логика развития подсказывает следующий этап: участие стран БРИКС в крупных совместных проектах, а также усиление его политической роли для защиты своих экономических и технологических интересов.

ШОС. По схожему сценарию проходил и саммит ШОС, хотя сразу было видно, что организация после длительной паузы ускоряется: только в рамках одной встречи произошли знаменательные для нее события: прием новых членов, обсуждение проблем региональной безопасности, борьбы с терроризмом и конечно экономического сотрудничества. На повестке дня стоят вопросы финансирования Азиатским банком реальных инфраструктурных инвестиций, открытия Банка развития ШОС, создания собственных платежных систем и резервных валют, ускоренного развитие логистическо-транспортной сети стран региона.


Общее итоги.
1. В Уфимских декларациях обоих саммитов – много общих целей: это содействие экономическому сотрудничеству, обеспокоенность проблемами безопасности, политическая поддержка друг друга по обширной, но при этом схожей повестке дня. Вместе с тем, между двумя организациями есть и отличие. Стратегические цели у БРИКС - ускорение экономического роста и повышение глобальной конкурентоспособности стран-членов, у ШОС – политическое и экономическое взаимодействие на субконтинентальном уровне.
2. Оба саммита показали, что мировой порядок меняется, набирает обороты процесс формированию общего экономического, политического, информационного и гуманитарного пространства. Впервые сделана попытка создания действующей системы международных институтов на платформе разных мировых цивилизаций и систем ценностей, способной на равных сотрудничать с Западом в сфере глобального мироустройства.
3. Практическая направленность экономического взаимодействия выросла до уровня конкретных межстрановых и национальных проектов. Особый импульс этой тенденции придает недавно стартовавший в рамках ШОС проект по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
Что саммиты дали России.
1. Думаю, что инспирированная Западом, изоляция России провалилась. Более того, Россия выступает как один из лидеров нарождающегося блока незападных стран.
2. Россия еще раз дала достойный ответ на западные санкции, теперь уже не через импортозамещение, а путем налаживания связей с передовыми секторами своих новых партнеров. По сути это означает, если не подрыв, то кардинальное обесценение санкций.
3. Полагаю, что укрепление безопасности РФ, особенно по южным и восточным границам, становится более заметным в условиях нарастания напряженности на наших западных границах.
4. Вовлечение в активный мирохозяйственный оборот районов Сибири и Дальнего Востока – вожделенная мечта и сверхзадача не одного поколения российских политиков.
5. Считаю, что масштабы БРИКС и ШОС дают возможность России выйти на громадные рынки не только сырья, но и передовых технологий, то есть рынки, которые для нее на Западе в принципе закрыты. У нас появился исторический шанс вырваться на ведущие позиции в сфере инновационных технологий. Например, кроме уже налаженного военно-технического сотрудничества сегодня можно запустить проекты в космической сфере (космическая станция БРИКС), системе персональной спутниковой связи стран БРИКС и ШОС и навигационных систем.
Ворота Уфимских саммитов открыли новые возможности для России и ее партнеров.