Преобразуя Россию через свободное предпринимательство
В свое время классики политэкономии указывали на созидательный характер предпринимательства как единственный вид деятельности, в процессе которой, занятый в бизнесе человек находит и соединяет в производстве основные его факторы таким образом, что создаются новые блага, которые через свободный рыночный обмен получают социальное признание потребителей. Для появления предпринимателя (как явления), способного на такую творческую, созидательную работу (антрепренерство), необходимы важные условия: личная свобода, зашита частной собственности, система гражданского права, присутствие в обществе устойчивых моральных предписаний.
Отсутствие или неразвитость какого-либо из этих условий (а это в истории встречалось довольно часто) приводило к тому, что место инициативности занимало ловкачество – хитрость и изворотливость, экономности – корысть, честности и подотчетности – обман и махинации, готовности к риску – авантюризм и готовность к нечестной деятельности. Такое «предпринимательство» часто носило разовый характер, как военно-захватническая операция (по современному словарю – бизнес «одного хапка» или режим компании-однодневки).
Начиная с 90-х гг. прошлого столетия из названных выше четырех условий классической политэкономии мы получили только одно - личную свободу, все другие оказались усеченными: институт частной собственности остается слабым, подвергаясь периодическим атакам со стороны коррумпированной бюрократии, криминала, недальновидных чиновников и политиков. О правосознании и общественной морали лучше лишний раз не упоминать. Отсюда и результаты – самая низкая в мире доля малого бизнеса в ВВП страны.
Надо сказать, за последние пять лет в стране было много сделано для улучшения технических условий ведения бизнеса, в результате в международном рейтинге «Doing business» Россия поднялась с 120-го места в 2011 году до 62 – в 2014.
Но полагаю, что теперь это уже недостаточно. За прошедшие 2-3 десятилетия на Западе частный бизнес заявил о себе еще в одной новой роли: он стал платформой стремительного роста инновационных и наукоемких производств, способствуя диффузии самых различных управленческих и технических нововведений в производстве. Более того, сейчас становятся понятными многие другие позитивные для общества и экономики результаты присутствия малого бизнеса как мощного сектора хозяйства и как стабилизирующего ядра среднего класса.
2014 год сделал ситуацию более прозрачной, а проблему - неотложной. И начинать надо с политических решений на высшем уровне, поскольку, квартет необходимых условий частного (в т.ч. наукоемкого) бизнеса никто не отменял. Думаю, высшие центры политической власти в России сегодня это осознают, а политическая воля на это имеется. Свидетельством могут служить высказывания и решения президента Путина только за последние несколько месяцев этого года.
Выступая 19 июня 2015 года, на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума В. Путин, в частности, заявил: «В рамках национальной предпринимательской инициативы кардинальным образом обновлено федеральное законодательство, регулирующее условия для ведения бизнеса. Меняются подходы органов власти, контрольно-надзорных структур к работе с предпринимателями. Они становятся более понятными, открытыми, прозрачными». Еще раньше, 7 апреля 2015 г Владимир Путин подписал 11 очень конкретных поручений по развитию малого бизнеса.
Уверен, что сегодня процесс вхождения страны в реальное предпринимательство осознается как желаемое, а не декларируемое усилие со стороны всего корпуса политической элиты, а не только президента. Полагаю также, что волевой и экспертный потенциал всех ветвей и звеньев российской системы власти вполне достаточен, чтобы придать этому процессу необратимый, поступательный характер.