Год надежды и ответов на вызовы
Если говорить объективно, прошедший год был нелегким и даже тяжелым: экономический и финансовый кризис в стране, рост безработицы, падение личных доходов и потребления населения, война в Донбассе, продуктовая и энергетическая блокада Крыма. Невеселый букет событий собран и в международных отношениях: продолжение попыток США и их союзников по международной изоляции России, наращивание Западом новых экономических санкций, резкая активизация международного терроризма, гибель пассажиров авиалайнера в небе над Синаем, предательский расстрел Турцией нашего боевого самолета в Сирии и гибель наших военнослужащих.
Все это так, все это было с нами и происходило на наших глазах. Но удивительным образом такой массированный негатив не оставляет у нас ощущения уныния, трагических потерь. Да, удары были реальны, последствия чувствительны, но вот чувства уныния и поражения нет. И главная причина этого удивительного оптимизма, по-моему, кроется в том, что на каждое негативное обстоятельство внутри и вне страны следовала достойная реакция коллективной России, ее народа, ее политического руководства: на санкции Запада – экономические контрсанкции России, на попытки экономической блокады важнейших отраслей экономики – целый комплекс мер по импортозамещению и техническому перевооружению, на обострение ситуации в финансово-банковском секторе в начале года - уверенная программа оздоровления валютно-финансового рынка (позже признанная международными экспертами самой лучшей и удачной в мире в сложившихся обстоятельствах). Объявленная Обамой стратегия на изоляцию России вообще закончилась триумфальным выходом России в число активных глобальных игроков в целом ряде стратегических регионов планеты.
В результате складывается парадоксальная ситуация: если еще в начале 2014 года наши недруги говорили о России как малозначительной «региональной державе», как «слабеющем гиганте», уходящим в политическое небытие, то сегодня и друзья, и оппоненты приняли как естественное событие возрождение России в качестве второй военно-политической державы мира.
Полагаю, что нам дороги и значимые символические события ушедшего года: в первую очередь, празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, 1000 – летия преставления святителя Руси князя Владимира. В этом ряду стоят и заключение Минского соглашения по урегулированию кризиса на Украине, и срыв энергетической и продуктовой блокады Крыма, и даже удивительный для всего мира естественный прирост населения при неуклонном росте рождаемости и снижении коэффициентов смертности на 5 % ежегодно.
Наконец, нам не безразлично то, что многие успехи, это не просто наши субъективные, патриотические переживания, а подтвержденные международными рейтингами оценки объективной экспертизы. В этот трудный год Россия по очень многим параметрам повысила качество своих социальных и экономических институтов: - по развитию "человеческого капитала" Россия быстро поднялась вверх и заняла 26 место среди 124 стран, - по глобальному индексу конкурентоспособности - переместилась с 53 на 45 место среди 140 стран, - по рейтингу Doing Business, отражающим условия ведения бизнеса, - достигла 51 позиции и продолжила стремительный путь наверх (с 92-е место в 2013 году).
Пожалуй, главным достижением российского руководства в прошедшем году можно считать высокий уровень доверия, оказываемый высшим государственным институтам, в первую очередь, Президенту России. Ведь главная задача любого государства – производство доверия в стране, доверие граждан между собой и их доверие к самой власти, ибо, если есть доверие – будет и надежда на достижение справедливости и на преодоление любых, самых тяжелых испытаний. История нашей страны не раз доказывала истинность этого утверждения.