По пути социально-ориентированной модели экономики
За последние годы уже многие рапортовали и продолжают выступать с недовольством и критикой в адрес руководства страны за упущенные и не проведенные реформы: экономические, и социально политические. Что лежит в основе этой критики?
В начале нашего столетия обозначился стабильный и продолжительный рост нефтегазовых цен. Президенту тогда удалось отбить очень серьезную попытку нефтяных олигархов уйти от налоговых платежей. В результате бюджет страны стал пополняться нарастающим потоком нефтяных отчислений. Такие бюджетные ресурсы вызвали горячие споры, куда направить эти дополнительные и довольно значительные ресурсы?
Были разные варианты, например, модернизировать изношенную инфраструктуру, наращивать капитальные вложения в промышленность. У всех претендентов были свои веские аргументы, но президент и его окружение выбрали другой вариант – быстрый экономический рост с выходом на социально сбалансированной тип экономики.
Одной из главных макропропорций современной экономики выступает соотношение между потреблением и накоплением, между расходами домохозяйств и инвестициями, в терминах политэкономии - между трудом и капиталом.
Если чересчур увеличить долю потребления, то капитал перестанет развиваться и даже может быть "проеден". Если же попытаться усиленно наращивать долю капитала, то в экономике может возникнуть застойная ситуация, когда капитал начнет работать сам на себя.
Раньше, в советское время, согласно «закону» опережающего роста производства над потреблением выбор всегда был в пользу капитала и против человека. В новой России проблема выбора этой пропорции возникла по-настоящему в начале 2000-х гг., когда появились свободные средства.
Что мы имеем в итоге. За период 2000-2014 гг. в ВВП очень умеренно выросла доля государственных расходов (в основном, это управление и оборона) – но ее уровень ниже, чем в большинстве стран Запада. Это делает беспочвенными обвинения в чрезмерной бюрократизации и милитаризации экономики.
Довольно сильно возросла доля валовых накоплений - до 25% ВВП, что вполне достаточно для непрерывного обновления и технического перевооружения производства. В результате произошел значительный рост производительности труда: с 1999 по 2013 г. она выросла более, чем на 65%. Для сравнения, в США за тот же период ее рост составил менее 30%, в Японии — менее 25%, в Германии — менее 20%.
Наконец, доля личного потребления в ВВП страны выросла до 49-50%. Впервые за многие десятилетия она была стабильной и не испытывала резких падений. Иными словами, можно говорить об исправлении очень старого (почти столетнего) искусственного сокращения доли личного потребления и уровня жизни в целом.
Полагаю, что многие поколения россиян, пережившие времена позднего коммунизма, «перестройки» и лихих 90-гг., наконец, почувствовали эти изменения своим «макроэкономическим» чутьем и возросшими стандартами личного потребления.
Стабильно высокие показатели доверия президенту, регулярно фиксируемые социологическими исследованиями, говорят об ответной поддержке людей. Выросла не только доля, но и абсолютные показатели личного потребления. За 14 лет, к 2014 году Россия по уровню душевого ВВП, рассчитанного по покупательной способности населения (24,8 тыс. долл.), перегнала многие страны мира и даже Европы, сравнялась с Польшей и приблизилась к Италии.
Конечно не все выглядит таким безоблачным, особенно в наши суровые времена. Остается чрезмерно высоким неравенство между богатыми и совсем небогатыми группами населения. Яснее стали видны промахи последних лет в выборе некоторых отраслевых приоритетов государственной поддержки. Однако достигнутая макроэкономическая и особенно социально- политическая стабильность общества многого стоят.