Чтобы трудности превратить в достижения
Новый год «одарил» нас новыми экономическими и политическими трудностями, которые вводят цены на нефть и курс рубля в состояние «форс мажора». Здесь и планируемый выход на рынок нефти Ирана, и возобновившийся спустя десятилетия экспорт нефти из США, и падение темпов роста экономики Китая, и политика стран ОПЕК. Если взглянуть на проблему более широко, то очевидно, что на негативную динамику развития экономики основное влияние оказывают объективные экономические процессы как внутри России, так и за рубежом, хотя нельзя отрицать здесь и роль политических факторов, в том числе «направленных» действий наших политических «партнеров».
Хотя на самом деле не все так грустно, как может показаться на первый взгляд. Так, Иран намерен наращивать поставки нефти и газа в Европу лишь через два года – раньше просто не сможет. Экономический «провал» Китая означает «всего лишь» 6.9% роста ВВП в 2015г. – темп, к которому сегодня не могут даже приблизиться практически все развитые страны мира. Американский экспорт нефти и газа в Европу оказался по сути блефом (сам этот факт негативно сыграл на бирже всего лишь как разовая новость), а неразумная политика ОПЕК по наращиванию добычи нефти имеет свои логические и экономически пределы, которые уже вполне различимы.
Цена вопроса – нехватка около 2 трлн. рублей, по сравнению с уже утвержденным госбюджетом-2016 года.
Все варианты решения проблемы сводятся к одному: дополнительному сокращению бюджетных расходов и поиску новых госдоходов. Конечно сделать это нелегко, поскольку предыдущий бюджет-2016 уже составлялся в условиях финансовых ограничений.
В новом антикризисном бюджете необходимо добиться макроэкономической стабильности, которая базируется на низком дефиците бюджета, низком госдолге и низкой инфляции.
Полагаю, что прежде всего надо добиться чтобы госбюджет даже в это трудное время оставался действенным регулятором поступательных социальных и экономических процессов развития российского общества. Поэтому он должен предусматривать меры по обеспечению социальной стабильности, совершенствованию структурной перестройке экономики, улучшению инвестиционного климата, оказанию финансовой помощи регионам и поддержки ведущим отраслям.
Где и за счет чего можно мобилизовать дополнительные ресурсы:
- мобилизация остатков на счетах государственного финансирования по проектам, до конца неосвоенным в прошлом году. После того как в январе по итогам 2015 финансового года в казне были выявлены «лишние» 640 миллиардов рублей, руководство страны нашло еще один перспективный источник дополнительных доходов.
- Можно пойти по пути увеличения налогов на все и вся – любимая и наиболее типичная рекомендация МВФ. Но в данном случае увеличивать налоги невозможно, поскольку в условиях спада бездумное повышение ставок не даст необходимых сборов, но приведет к снижению стимулов к труду и предпринимательству, а сама экономика начнет снижаться быстрее. Вместе с тем, в качестве резервного варианта вполне можно рассмотреть введение прогрессивного подоходного налога на «сверхвысокие» заработки. Речь не идет о громадных ставках налогов, их уровень в пределах 20-25% для богатых и очень богатых категорий населения вполне допустим и с экономической, и с социальной точки зрения. Этот, в целом, небольшой уровень обложения вполне укладывается в долголетнюю фискальную практику практически всех стран мира. Повышение ставки подоходного налога с самого низкого уровня в мире (в 13%) для таких людей – это нормальная плата за пользование сверх удачными условиями и обстоятельствами, предоставляемых для них обществом. Принятие такой ответственности свидетельствует не только о присутствии в обществе развитого чувства солидарности, но и социальной посвященности – без этих качеств оно может оказаться просто разорванным изнутри. Данная мера может дать довольно быстрый результат- дополнительно десятки миллиардов рублей.
- Следует создать «единую систему администрирования налоговых и неналоговых платежей. Предполагается сохранить внутри Минфина федеральную налоговую службу, которая отвечает за общее методическое руководство, администрирование и сбор всех налогов, сборов и акцизов. В эту систему будет внедрена Федеральная таможенная служба, служба пенсионных платежей и платежей в адрес социальных фондов. Наконец сюда войдут сборы и акцизы от продаж алкоголя, табака, горючего и т.д. Расчет сделан на то, что сегодня налоговая служба обладает самыми высокими в стране техническими и методическими возможностями эффективного сбора этих поступлений. Все это позволит резко усилить приток дополнительных доходов в государственную казну, который до сих пор теряется и по сути разворовывается.
Ведь, как отметил Президент РФ, только из-за серых схем при уплате таможенных сборов, акцизов на алкоголь, табак и горюче смазочные материалы ежегодно до бюджета не доходят сотни миллиардов рублей.
- Раздаются предложения приватизировать ряд ведущих государственных компаний, таких как Сбербанк ВЭБ и другие (которые уже дано были в планах на приватизацию). Думаю, на сегодня следует воздержаться от такого проекта, поскольку, нынешняя неблагоприятная конъюнктура на рынках ценных бумаг делает продажную цену большинства российских хозяйственных объектов неоправданно заниженной. Такую дармовую, залоговую приватизацию мы уже проходили в 90-х годах.
- Полагаю, следует безотлагательно реформировать нынешнюю систему госзакупок, которая сегодня чрезмерно сложна и запутана, слабо поддается контролю. Все это понимают, но меры по улучшению пока ведут лишь к добавлению все новых условий, то есть еще больше усложняют систему. Реальное повышение эффективности госзакупок можно добиться путем введения единого перечня нормативов и стандартов, создания адресного каталога рекомендуемых услуг. Даже эти несложные меры в значительной степени наведут порядок в госзакупках и ограничат поток нецелесообразных расходов. Стандарты нужны для того, чтобы знать – кому и что можно приобретать. Выгоды от таких несложных мероприятий по снижению прямых и косвенных потерь государственных средств может также исчисляться сотнями миллиардов рублей в год.
- Считаю, много может дать репатриация, возращение средств из офшоров. Амнистия дает возможность российским резидентам легализовать свои капиталы, уведенные с нарушением законов из России. Главным положением амнистии можно считать перечень тех статей Уголовного кодекса, по которым бизнесмен однократно освобождается от ответственности. Это - уход от оплаты таможенных платежей, налогов и сборов, сокрытие коммерческого имущества, незаконное создание юридического лица и другие статьи.
Но оказалось, что интерес российского бизнеса к амнистии остался низким. По словам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, к концу года было подано не более чем 200 заявлений на амнистию – это ничтожно мало! А крупный бизнес амнистию вообще проигнорировал. Многие владельцы офшоров опасаются: очевидно, правонарушения, допущенные ими при создании, отмывании и уводу из страны денег, проходили по другим, более тяжелым статьям Уголовного кодекса.
Но самое важная причина неудачи проекта репатриации капиталов на родину состоит в том, что при слабости независимого правосудия, отсутствия регулярной борьбы с коррупцией и государственной защиты бизнеса от произвола, все эти новшества в правилах амнистии вряд ли изменят в будущем ситуацию с оттоком капитала из страны.
- У России есть возможность получить существенные объемы валютных средств за рубежом. Конечно Россия может приобрести необходимую ей валюту путем заимствования на международных финансовых рынках или у международных валютно-кредитных организаций (МВФ, Всемирный Банк и пр.), ее низкая текущая задолженность по этим кредитам позволяют ей провести такую операцию на неплохих для себя условиях. Но эксперты ЦБ не спешат прибегать к этому источнику и правильно делают. Все мы помним, что такое залезть в кредитную зависимость, которая может быстро превратиться в кредитное рабство. Разумное правительство обычно этого не хочет.
Вместе с тем, зарубежный источник нужных нам средств (и очень крупных средств) не закрыт. В конце года министерство финансов США предоставило данные о крупнейших держателях американских долговых обязательств, в их число входит и Россия. Согласно опубликованной статистики РФ только за семь месяцев прошлого года увеличила эти активы с 66 миллиардов долларов в апреле до 88 в ноябре. Если обратить в реальные средства только этот прирост вложений (22 миллиарда долларов), то по текущему курсу страна может дополнительно получить почти 1,8 трлл. рублей, то есть практически закрыть вопрос дефицита доходной части бюджета.
Считаю, что такие меры по мобилизации позволять расширить доходную базу российского бюджета до требуемых параметров. Но, если по каким-то причинам, этого будет недостаточно, придется урезывать его расходные статьи.
Итак, что можно сократить, отложить до лучших времен? Наверное, можно урезать ряд инвестиционных и инфраструктурных проектов, отложив их реализацию на будущее. Конечно это надо делать с умом, учитывая предполагаемый хозяйственный и стратегический эффект каждой программы. Не трогать социальные программы поддержки населения, развития образования и здравоохранения.
Стратегической задачей здесь можно считать недопущение снижения доли личного потребления граждан в ВВП страны. Все участники производства: потребители, государство и бизнес должны нести не одинаковую, но пропорциональную ответственность за ситуацию в стране. Времена, когда хозяйственные проблемы страны в периоды трудностей перекладывались на людей должны уйти в прошлое.
Но прежде всего следует разумно сократить расходы на содержание госаппарата, и, в первую очередь, путем "корректировки" уровня оплаты управляющих госкомпаний и госкорпораций. Об этом говорят и результаты последних обследований «ВЦИОМ»: почти половина россиян – 49% респондентов – считают, что урезать государственные расходы нужно прежде всего за счет госкорпораций и госбюрократов.
Наконец, к возможным ресурсам страны в этот трудный период следует отнести и текущие результаты продуманной экономической политики.
- Развитие малого и среднего бизнеса, может привести к появлению новых производителей товаров и услуг, новых налогоплательщиков, новых рабочих мест.
- Расширение экспорта наукоемкой продукции, (а этот процесс уже идет) в том числе оборонного назначения. Уже в ходе сирийской операции ВКС России, выстроилась целая очередь жаждущих купить изделия российской оборонки).
- Переход на экспорт не «голого» сырья (сырая древесина, необработанные драгоценные камни, необогащенные руды и пр.), а выработанных из них продуктов с добавленной стоимостью. Выгоды от этого очевидны: цены выше в несколько раз, новые рабочие места, новые доходы, дополнительные налоговые поступления и т.д. По ряду продуктов: древесина, рыба и пр. этот переход можно провести очень быстро – в течение года.
Прошедший год был трудным, а предстоящий - возможно будет не более легким. Но даже в трудный год России сумела занять 12 место в мире по уровню инновационности экономики, опередив очень многие развитые государства Европы. А по совокупности всех ее позитивных качеств и характеристик она вошла в число 25 лучших стран мира. Наша способность в неблагоприятных внешних и внутренних условиях сохранить макроэкономическую стабильность — это тест на зрелость всего общества и его лидеров.
Думаю, если даже в тяжелый год страна смогла сделать такой рывок вперед, мы готовы пережить еще один такой год, чтобы трудности превратить в достижения.