Достижения продовольственной безопасности
Сегодня сельское хозяйство превратилось в одного из драйверов российской экономики. Уже два года подряд сельхозпроизводство становится чуть ли не единственной отраслью, демонстрирующей стабильный рост. Этому способствовали три слагаемых успеха: упор на импортозамещение, государственная поддержка производителя и снижение зарубежной конкуренции за счет введения наших контрсанкций.
Когда в 2010 году в России была введена Доктрина продовольственной безопасности, планировалось за счет наращивания собственного производства и сокращения импорта достичь уровня самообеспеченности основными продуктами питания на 80–95%. Спустя 6 лет уже много достигнуто в этой области. В настоящее время обеспеченность собственным зерном достигает 95%, сахаром - 85%, растительным маслом – 80%.
Надо сказать, что снижение импорта не привело к снижению общей конкуренции, наоборот, она выросла за счет роста поставок отечественных производителей. В результате, при росте внутреннего производства свинины и птицы, цены на эти продукты снизились. А по другим товарным позициям здоровая внутренняя конкуренция способствовала, как минимум, замедлению роста потребительских цен.
Еще одним результатом развития импортозамещения можно считать падение зависимости российского продовольственного рынка от колебаний международного валютного рынка. Прежде при завышенной доле импортных поставок каждое изменение курса валют приводило к удорожанию продукции. Сегодня главным условием, влияющим на динамику рыночных цен, становится объем отечественных поставок, а при его росте, темпы повышения цен снижаются.
По мясу также наблюдаются успехи: доля отечественного производителя по свинине достигла 90%, птице 93% и даже по говядине, где период реализации проектов по выращиванию мясного скота остается продолжительным, доля импорта снизилась до 20%.
Успехи в насыщении внутреннего рынка позволяют России впервые за 100 с лишним лет начать экспорт не только зерна (о чем уже неоднократно говорилось с высоких трибун), но и товаров с наибольшей добавленной стоимостью, например, продукцию животноводства – в этом году Россия уже экспортировала на продажу около 10 тыс. тонн свинины. А это – качественный прорыв.
В производстве овощей и фруктов, в силу сезонного характера их производства, положение не такое однозначное. В результате мер государственной поддержки выращивания тепличных культур и объем их поставок резко вырос. Сейчас, зимой на прилавках впервые можно увидеть отечественные огурцы и помидоры. Компания импортозамещения здесь идет успешно и через 2 года можно ожидать снижения доли импорта до 20-25%. Та же ситуация с картофелем, активные программы инвестирования в его производство и хранение делают возможным вскоре почти полностью отказаться от импорта.
Достижения в молочном комплексе – не такие впечатляющие. Удельные вложения в развитие производства здесь оказались выше, а результаты - скромнее. В этом секторе сельского хозяйства сложилась высокая доля иностранных производителей, которые не вкладываются в производство сырого молока. В целом, в этой подотрасли сложился невысокий уровень производственной интеграции: сырое молоко поставляют сельхозпроизводители, а готовую продукцию — крупные перерабатывающие комплексы.
Полагаю, что сохранение объемов господдержки на нынешнем уровне в виде адресных инвестиций на усиление интеграции молочного производства, позволит нам через 4-5 лет достичь показателей самообеспеченности молочной продукцией, зафиксированных в Доктрине продовольственной безопасности России. Считаю, что к этому времени будут достигнуты и все остальные проектные задания этой Доктрины.