Узловые проблемы предпринимательства: взгляд в недалекое будущее

20 декабря 2016 г.

За прошедшие десятилетия в российской практике частного хозяйствования сложился целый ряд положительных и отрицательных тенденций, которые накладывают отпечаток на всю динамику экономического развития страны.

Во‑первых, в обществе уже сложилось четкое представление о частном бизнесе как о вполне законном и общественно необходимом явлении современной России, играющем все более возрастающую роль в социальной и экономической жизни страны. Во‑вторых, сегодня можно говорить о массовом переходе самих российских предпринимателей на более высокую степень профессиональной и организационно-управленческой зрелости. В‑третьих, в российском общественном сознании обычная практика предпринимательства, к сожалению, до сих пор связывается не столько с «посвящением» делового человека производству товаров, сколько со стремлением быстро заработать. В‑четвертых, остаются распространенными преступления, связанные с подрывом свободных рыночных сил, стремлением нажиться на монополизме (распилы, откаты, ценовые сговоры).

Предпринимательство тесно связано и непрерывно взаимодействует со всеми секторами общества. Прежде всего, главный профиль этого взаимодействия для бизнеса — его непрерывная и живая связь с экономикой. Предпринимательство должно быть прежде всего профессионально организовано и мотивировано, оно должно чувствовать хозяйственный запрос общества на новые товары, наукоемкие технологии, оно должно обладать управленческими ресурсами и личными талантами для эффективного и прибыльного превращения возможностей в реальность для себя, граждан и государства. Именно такое предпринимательство требуется современной России.

Во‑вторых, сфера взаимодействия частного бизнеса и общества связана с социальными ценностями общества, которое давно ожидает, что с развитием предпринимательства должно ускориться повышение уровня жизни населения. Оно также надеется, что на смену резкому имущественному неравенству последних десятилетий, невиданной прежде поляризации доходов и богатств, частный бизнес вместе с государством сможет добиться более равномерного и справедливого распределения материальных благ. Наконец, общество продолжает ожидать от бизнеса более активного участия в социальных проектах, особенно на местном уровне.

Стоит отметить, что власть в последние годы сумела повысить эффективность своего контроля над доходами не только бизнесменов, но и чиновников. Эти меры по упорядочиванию отвечают интересам не только государственного бюджета, не только граждан, общества, но и самих успешных бизнесменов.

Третий комплекс проблем связан с тем, что нашему предпринимательству долгие годы не хватало политической поддержки. Бизнесмены и их объединения были предоставлены самим себе, в то время как государство ограничивало свое участие в этой сфере лишь принятием соответствующих законодательных инициатив на федеральном и местном уровнях. А этого было явно недостаточно, особенно когда бизнес стал в ряде случаев объектом незаконного и даже преступного давления со стороны отдельных представителей правоохранительных органов, а также извечного интереса к нему со стороны коррумпированной части госаппарата. В последнее время приняты акты, призванные защитить законные интересы предпринимателей от неправомерных действий силовиков, а также развернут целый спектр государственных услуг для бизнеса.

По инициативе президента России был создан новый специальный институт уполномоченного по правам предпринимателей. Он наделен полномочиями отстаивать интересы бизнесменов в суде, приостанавливать действие ведомственных и нормативных актов до решения суда.

Очень важным следует считать принятие корректных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, поскольку часто источником многих проблем для бизнеса являются (подчас намеренно) неправильные законодательные и нормативные акты, исполнение которых физически невозможно, что делает бизнес не только юридически, но и политически уязвимым для коррупционных атак.

Считаю, что надлежит и дальше обеспечить поддержку, политическое лоббирование предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, других политически центров власти и влияния.

Наконец, четвертый комплекс проблем ставит нас перед задачей проведения идеологической реабилитации российского предпринимательства, поскольку оно неразрывно связано с духовной сферой всего общества. Сегодня предпринимательская деятельность нуждается в защите своего имиджа в глазах общественного мнения. Но этого можно достичь не словами и постановочными роликами, а формированием общественного статуса бизнесменов, объединив для этого усилия самих предпринимателей, общества и государства.

Многие предприниматели постепенно приходят к осознанию того, что сами по себе деньги не дают ни счастья, ни свободы, ни безопасности. Заниматься любимым делом, ощущать себя нужным для общества, своих граждан, участвовать в экономическом укреплении своей страны — этот мотив становится ведущим для многих предпринимателей новой России.