Технологическое обновление промышленности – мировоззренческая задача всей России
Еще в советское время было признано, что модель экстенсивного развития никаких перспектив у нас не имеет. С тех пор этот вывод приобрел еще больше оснований, но для решения этой задачи было сделано практически очень мало. Пока мы мучительно решали проблемы переходного периода время было упущено, потенциальные товарные и технологические ниши заняли старые и, что особенно обидно, новые конкуренты.
Дело в том, что наш российский рынок совсем не велик — например, сегодня невозможно наладить окупаемое производство в промышленных масштабах компонентной базы в микроэлектронике, самолетов, большинства образцов наукоемкой продукции ориентируясь только на наш внутренний рынок. Поэтому российские производители вынуждены встраиваться в международное разделение труда. Однако перед этим необходимо наладить производство нового продукта, конкурентоспособного с точки зрения соотношения цены и качества. Сегодня только ОПК, космонавтика, атомный сектор и ряд узкопрофильных производств отвечают таким требованиям. Кроме того, нужно помнить о репрессивном международном антидемпинговом законодательстве жертвами которого, например, не раз становилась российская металлургия. Поэтому альтернативы активной, глубокой технологической модернизации действительно нет.
Именно для этого в нашей стране активизировались поиски наиболее оптимальной промышленной политики. Сегодня в условиях естественного дефицита финансирования она скорее ориентирована на поддержку не отраслей, а прорывных технологий и перспективных продуктов. В содержательном плане такая политика нацелена на предоставление целевых субсидий, а также выдачу производителям льготных (под пять процентов годовых) кредитов.
Что касается эффективности такой политики то она остается высокой. Так, в конце 2016 г. Фонд развития промышленности одобрил 181 проект с объемом поддержки в 47 млрд. руб., что позволит дополнительно привлечь со стороны 90 млрд рублей прямых инвестиций и создать свыше более 10,5 тысяч новых рабочих мест.
Сегодня начался процесс внедрения этой модели ФРП в регионы, когда федеральные ресурсы идут в региональные проекты в виде дополнительного финансирования. На этой основе уже действуют 12 региональных фондов технологического обновления промышленности.
В настоящее время промышленная политика российского правительства ставит перед собой две стратегические цели: первое - технологическое обновление традиционных отраслей промышленности, сохраняющих свое народнохозяйственное значение и второе - выведение на уровень ведущих локомотивов экономики новаторских или ранее незначительных отраслей и производств, связанных с прорывными, высокотехнологичными и наукоемкими технологиями.
К первой группе отраслей можно отнести авиастроение, автомобилестроение, железнодорожное, сельскохозяйственное, машиностроение, а также металлургию, станкостроение, химическую промышленность и другие. По соотношению цены и качества конечной продукции в большинстве этих отраслей мы достигли значительного уровня международной конкурентоспособности. Более того, в нынешних условиях мы располагаем реальными возможностями еще больше сократить затраты и выйти на рынок с лучшими ценами. Поэтому мы имеем все основания в этих секторах через два года резко нарастить свой экспорт, с тем, чтобы удвоить его уже к 2025 году.
Ко второй группе отраслей можно отнести радиоэлектронику, электронную промышленность, микроэлектронику, фарминдустрию и другие. Например, сюда входят производства с технологиями, позволяющие выпускать изделия на базе компьютерной 3D-модели (т.н. аддитивные технологии). Новые аддитивные технологии позволяют резко ускорить скорости технологических процессов, а это, в свою очередь, ведет к очень значительному снижению издержек производства. Полагаю, что, если мы упустим шанс быстрого запуска производства в этой отрасли, нам грозит обвальное отставание от мировых конкурентов, поскольку мы просто не сможем ни по качеству, ни особенно по ценовым параметрам производить конкурентоспособные продукты.
Мы постепенно начинаем освобождаться от абсолютной импортной зависимости в сфере электронно-компонентной базы, сегодня доля отечественной продукции составляет уже 26 процентов, еще выше этот показатель в военном секторе. А ведь еще недавно здесь мы имели почти 100-процентную зависимость.
Все это стратегические, долговременные задачи рассчитанные, как минимум, на 15-20 лет. И очевидно, они будут выполнены. Но не это здесь главное. Сегодня важно создать такой механизм внутреннего воспроизводства всей промышленной базы России с его общественными институтами, ценностями, научно образовательной, мотивационной и предпринимательско-инновационной базой, который освободил бы будущие поколения россиян от очередных кампаний по преодолению технической отсталости. Именно эта задача уже давно стоит в национальной повестке российского общества.