Оборонные встречи Президента: от совещаний – к реальным результатам

29 мая 2017 г.

В конце мая в Сочи закончилась очередная серия совещаний Владимира Путина с военачальниками и руководителями оборонной промышленности. Такой порядок был введен в 2013 году. Это уже девятый цикл подобных встреч президента с военными. С тех пор такие совещания в Сочи проходят два раза в год, как правило, в мае и ноябре.

Совещания ставят перед собой три основные цели: 1) в режиме ручного управления отслеживать промежуточные итоги выполнения масштабной программы переоснащения армии и флота, 2) выявлять и оперативно решать проблемы, мешающие ее исполнению, 3) ставить новые задачи по развитию военно-производственного потенциала страны, в том числе путем создания научно-технического задела, прорывных направлений в военном строительстве вооруженных сил.

1. Итоги выполнения текущей Госпрограммы вооружений на 2011–2020 годы. Как отметил министр обороны, выступая недавно на заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа», ушли в прошлое организационная расхлябанность и массовое невыполнение военных заказов. В 2016 году гособоронзаказ выполнен на 97 процентов. Благодаря этому, парк современной техники в частях постоянной готовности доведен до 58 процентов. Это позволило закрепить глубокие качественные изменения, а именно, повышение степени комплексного, сбалансированного развития системы вооружения и опережающее развитие боевого потенциала группировок войск, сформированных на стратегических направлениях. В 2017 году ожидается доведение уровня современной техники до 62%, а к 2020 году – 70%.

2. Проблемы и вызовы. Министр обороны Сергей Шойгу также отметил, что, в ходе проведенных совещаний особое внимание уделялось нерешённым проблемам военного строительства.

Например, проблема наращивания экспорта. Впечатление, которое произвело в мире наше оружие в боевой обстановке, в том числе в военных операциях России в Сирии, почти немедленно нашло свое отражение в повышении спроса на российское вооружение, но многие предприятия ВПК уже почти полностью загружены. Мы стоим перед угрозой потери новых и даже старых рынков. На совещаниях были поставлены задачи по выявлению дополнительных резервов для экспортных контрактов, которые уже успешно выполняются.

Вторая проблема – импортозамещение. По мнению Владимира Путина, здесь мы тоже достигли неплохих результатов. На совещании в Рыбинске он указал на пример местного предприятия «Сатурн». Когда в 2014 году Украина прекратила нам поставки газотурбинных двигателей для боевых кораблей, их производство в короткое время было налажено на этом предприятии. В результате, за прошедший короткий период, мы смогли создать фактически новую отрасль производства. Таких компетенций у нас раньше не было. Причем КПД нашей продукции выше на 10–15 процентов, а ресурс ее дольше. Похожая история и с авиамоторами. В целом, к 2025 году, благодаря продуманному импортозамещению, российская военная техника на 85% будет укомплектована узлами, компонентами, деталями отечественного производства.

3. Новые задачи. За последние 3 года на выбор новых направлений военного строительства главное влияние оказывали следующие факторы: 1) боевой опыт антитеррористических операций в Сирии, 2) необходимость защиты арктических областей и укрепления границы на западе и юго-западе России, 3) появление в мире новых военно-стратегических угроз и вызовов. Полагаю, что системное рассмотрение новых возможных направлений развития новой военной техники с учетом прорывных научно технических технологий позволило сразу расширить горизонт планирования военного строительства - сегодня формируются контуры военно-технической стратегии России в сфере обороны уже до 2025 года.

Для меня особый интерес вызывает личная роль Владимира Путина в ускоренном, и для многих неожиданно успешном, развитии ВПК, что делает этот прогресс похожим на стратегически тщательно продуманную и исполненную программу. Поражает многофункциональность его возможностей, интересов и компетенций, которая в ходе этих регулярных серий оперативных совещаний получила отражение в разнообразии исполняемых им ролей. Прежде всего, он выступает здесь как:

Глава государства, мотивирующий и координирующий высшие органы власти, ответственные за национальную безопасность, на которую завязаны практически все политические, экономические и социальные вопросы руководства страной.

Как главнокомандующий вооруженными силами, осуществляющий на высшем уровне оперативный контроль за всей системой вооруженных сил страны.
Как политический и государственный деятель с авторитетом, знаниями и опытом, который активно включает военную тематику в текущую повестку дня всей страны.

Как автор и соавтор многих более ранних инициатив, стратегий, доктрин и концепций военной безопасности, продуманная воля которого проявляется не только в документах, но и в их оперативной реализации.

Наконец, как эксперт, который обладает самыми уникальными, высшими компетенциями и опытом в деле военно-политического строительства.