Просвещение – главное условие технологических перемен
Понятие «цифровая экономика» стало широко освещаться в российских СМИ совсем недавно, а отдельные элементы нового уклада уже давно интегрируются в существующею модель общества. В действительности, цифровизация затрагивает не только экономику, а все аспекты современного общества: производство, финансы, распределение и перераспределение, конечное и государственное потребление, социальную и военную сферы, культуру и отдых и пр.
Однако для становления и развития такого общества необходимо переломить существенные преграды:
I) Законодательная система. На примере многих стран видно, как усвоение и распространение информационных нововведений тормозится, натыкаясь на устаревшие законы и нормы. Почти все крупные цифровые нововведения современности должны быть обеспечены своей нормативной платформой, органично увязанной с существующей законодательной базой. Наиболее яркие примеры нестыковки у нас и за рубежом — это интернет-агрегаторы онлайн сервисов и пока никак не обозначенные децентрализованные инструменты: криптовалюты, майнинг и ICO. Одной из главных проблем в этой области остается вопрос безопасности. Без сомнения, технологические инновации несут огромные перспективы в повседневной жизни, минимизируют риски в бизнес процессах и совершенствовании государственного строительства. Но с таким же успехом открывают возможности для мошеннических действий и подрыва безопасности.
Кроме того, следует учесть, что Россия остается страной, где сильное государство – необходимое условие для обеспечения не только динамичного развития, но и самого существования страны как единого и сильного общества с уникальными национальными особенностями. Решение во многом лежит в поиске компромиссных алгоритмов соединения законодательных и технологических способов управления. Поэтому проблема обеспечения цифрового общества нормативной платформой это проблема не только общемировая, но и сугубо национальная, российская.
II) Профессиональная и производственная неосвоенность новых цифровых технологий, отсутствие глубоких специальных знаний и опыта. Следует быстро осваивать уже накопленные в мире базы знаний, широко внедрять собственные достижения. Необходимо в ближайшее время выбрать правильную линейку профильных профессий, требующих высшего и среднего специального образования, провести их аккредитацию в рамках высшей школы, подобрать (и/или подготовить) нужные профессорско-преподавательские кадры, найти подходящие для этого вузы и учебные заведения. Как вам нравятся такие профессии из ближайшего будущего: IT-генетик, строитель «умных» дорог, дизайнер виртуальных миров, прораб-вотчер? А как насчет IT-медика, проектировщика «умной» среды, сетевого юриста и цифрового лингвиста? А ведь в России учебные программы для них уже готовятся и подобраны вузы, готовые их обучать.
III) Необходимо освободиться от груза застарелых структурных, институциональных, бюрократических и административно-управленческих проблем, которые достались нам от советского и недавнего российского прошлого. «Цифровое общество» означает не только обновление производства, но также принципов взаимодействия между властью и обществом, модернизацию подходов к государственному управлению, в т.ч. на отраслевом и межотраслевом уровнях.
IV) Принятие обществом. Следует добиться, чтобы каждый потенциальный изготовитель, пользователь и потребитель могли иметь доступ к благам «цифровой экономики». Но общество готово принимать позитивно не все элементы цифровых технологий и их последствий. Много есть того, от чего мы бы сами хотели избавиться, но есть в нашей национальной культуре ценности, которые нам дороги и которые мы не хотим терять. В этой связи, необходимы программы информационно-цифрового просветительства, с целью помочь людям лучше понять достоинства и риски «цифрового общества», что в свою очередь поспособствует снижению запретительной риторики.
В итоге, изменения уровня мышления в пользу «цифрового общества» можно достичь тогда, когда его основные ценности примут все участники общества.