Необходимое обновление развития конкуренции

4 мая 2018 г.

В России продолжается обсуждение путей и подходов к повышению уровня конкуренции, особенно на местных рынках. Недавно этой важной теме было посвящено заседание Государственного Совета, которое прошло под председательством Президента РФ Владимира Путина.

Сегодня среди государств с рыночной экономикой России пока совсем не на первых позициях. С 2016 года доля государства в составе ВВП занимает свыше 70%, в США – 28%, даже в социалистическом Китае – менее 30%. Нормальный рынок можно найти только в среде малого и среднего бизнеса, но и здесь на уровне регионов присутствуют проблемы искаженной конкуренция.

Для решения такой задачи, на совещании был предложен правительственный проект стимулирования развития конкуренции на уровне регионов. По сути, это - не программа развития самой конкуренции, как таковая, а свод экспертных количественных ориентировок относительно задаваемых государством долей присутствия частного бизнеса на местных рынках товаров и услуг. При этом, предварительный промежуточный характер предложений профильными ведомствами был очевидным.

Президент предложил продолжить работу в этом направлении.

Со своей стороны, считал бы уместным при разработке такого обширного проекта не упустить важные моменты, а именно правовые аспекты развития конкуренции.

Конституция России утверждает конкуренцию и единство экономического пространства как важнейшие принципы конституционного строя демократической России (п.1 ст.8). В качестве гарантии свободы хозяйственной деятельности она запрещает экономическую деятельность, ведущую к монополизации и недобросовестной конкуренции (п.2 ст.34). Реализация этого положения Конституции в государственной политике предполагает: во-первых, охрану конкурентных преимуществ у предприятий, которые объективно обладают ими и обеспечение условий в рыночной реализации этих преимуществ, во-вторых, принятие комплекса мер, запрещающих предприятиям в своей рыночной стратегии пользоваться приемами недобросовестной конкуренции, то есть нерыночными преимуществами.

Кроме того, потребуется дальнейшее укрепление правой защиты правомерных действий частных собственников на рынках. Повышение уровня независимости местных судов и качества судебных решений, касающихся поддержания свободной конкуренции.
Утверждение принципа сквозного действия на всей территории страны законов, постановлений и других нормативных документов, регулирующих правила поведения на рынке. Обеспечение им надлежащую правоприменительную практику.

Усиление правовой ответственности самих предпринимателей за нарушение законов свободной конкуренции.

Равенство всех участников рынка не только перед законом, но и перед условиями конкретного госзаказа, коммерческого предложения.

Возвращаясь к предложенному проекту путей и подходов к повышению уровня конкуренции, в качестве основных препятствий конкуренции во многих проектах правительства названы административные барьеры. Это верно, поскольку до сих пор свободной конкуренции в России во многих случаях препятствует сознательная и корыстная воля властных структур. Но в такой многонациональной стране как Россия нельзя игнорировать особенности рыночной конкуренции в разных национальных культурах. Подобные особенности надо учитывать и противостоять им.

Демократическому обществу России как системе гражданских и государственных институтов нужен свободный рынок и свободная конкуренция. Экономика должна обеспечивать поступательное развитие технического, экономического и управленческого потенциала всей хозяйственной системы страны, в условиях жесткой конкуренции на международных и внутренних рынках. Конкуренция предполагает наличие в отрасли определенного числа предприятий, но мы знаем много случаев, когда даже большое их количество не делает предприятия и продукцию конкурентоспособной. Формальные признаки высокой конкуренции могут присутствовать и при отсутствии реальной соревновательности производителей товаров и услуг. Поэтому программы стимулирования конкуренции должны предусматривать создание условий не только конкуренции, но и непрерывного роста конкурентоспособности отдельных видов продукции и всей экономики.

Путь к достижению заветной конкурентоспособности долог и труден. Сегодня нам надо вдумчиво и в то же время решительно заполнять исторические пропуски. И начинать надо вновь с азов: укрепления правового и социального статуса независимого собственника-предпринимателя. Параллельно с этим надо расширять экономическое и рыночное пространство для многих тысяч и миллионов новых предпринимателей, которые должны найти в лице государства главного союзника и защитника свободной конкуренции. И благодарный частный производитель сможет ответить на эту заботу производством конкурентоспособной продукции мировых стандартов.