В России улучшается качество законотворческого процесса
За последние два года деятельности обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации были приняты значительные меры в части усовершенствования и предания более легитимного характера порядку принятия государственных решений:
1. Принят целый комплекс мер по повышению профессионально- экспертного уровня подготовки, практически на всех этапах создания законопроектов. Можно согласиться с Председателем Совета Федерации Валентиной Ивановной Матвиенко, что прогресс, достигнутый за последние два года в сфере качества правовых документов: «во многом результат того, что на федеральном уровне сформировался корпус сенаторов, депутатов, которых с полным правом можно назвать профессионалами законотворчества и законодательства». Работа в этом направлении продолжается, но результаты видны уже сейчас.
2. Резко повысилась культура и дисциплина обсуждения, согласования, учета мнения тех, кто реально может внести вклад в разработку качественного документа. В частности, были приняты поправки к Регламенту, обязывающие законодателей стабильно участвовать в законотворческом процессе.
3. Значительно возрос уровень организации правотворческого процесса. Усилилась роль профильных комитетов, которые, с одной стороны, уже на ранней стадии отсеивают некачественные законопроекты, а с другой, мобилизуют правовые и экспертные усилия для качественной подготовки важных и трудоемких законопроектов. В процессе работы над законами вырос уровень согласования депутатских законотворческих инициатив с фракциями, по наиболее резонансным темам регулярно проводятся парламентские слушания. Часто к рассмотрению того или иного законопроекта привлекаются заинтересованные группы граждан, которых эти законы могут прямо касаться.
4. Улучшилась сама процедура подготовки законопроектов, как по логике прохождения обсуждения, так и по графику времени исполнения отдельных этапов проектов документов. Вместо принятия необдуманного нового закона, следует тщательнейшим образом заново проработать уже существующие законы и нормативные правовые акты, а также строжайшим образом следить за деятельностью комитетов, в свою очередь рассматривающих и дающих заключения по принимаемому закону, чтобы ни в коем случае в правовую базу не попал даже проект некачественного закона.
5. Улучшилась обратная связь с теми, кто ожидает эти законы. В практику обеих палат вошли такие формы законотворческой работы как выездные комиссии, круглые столы, заседания комитетов, на которых при обсуждении важных проектов будущих законов регулярно приглашаются представители «групп интересов».
6. Ускорился процесс практического включения новых законопроектов в реальную жизнь страны. Для этого потребовалось повысилась их оснащенность подзаконными актами. Подготовка подзаконных актов – непременное условие успешной реализации самих законов, — без них не может заработать ни один закон.
Ситуация за год улучшилась, но пока не кардинально, — подзаконные акты до сих пор принимаются с серьёзными задержками. В связи с этим, Совет Федерации предложил создать автоматизированную систему подзаконных актов — по аналогии с той, которая действует для самих законопроектов, где отслеживаются все этапы их прохождения.
7. Еще одной инициативой Совета Федерации стало предложение — учитывать при разработке важных законопроектов исторически сложившихся политических, экономических, социальных, культурных, духовно-нравственных ценностей российского народа.
Все эти меры уже дают конкретные результаты, усилилась борьба за сокращение поступления числа юридически слабо подготовленных законопроектов, повысился самоконтроль со стороны законодателей, снизилась доля законопроектов, возвращаемых их авторам. Среди причин отклонения могут быть: явный лоббистский, ангажированный характер документа, его правовая слабость или даже отсутствие необходимых сопроводительных документов, таких как заключение правительства.
Полагаю, что изменения, внесённые в Регламент подготовки законов, усложнили процедуры взаимодействия и согласования законопроектов, но в результате — резко сократилось число некачественных выпускаемых законов, и самое главное, можно с уверенностью утверждать, что парламент Российской Федерации выходит на лучшее качество принимаемых решений.