О становлении правового общества
Сегодня верным остается утверждение о том, что эффективность жизнедеятельности любого общества и в первую очередь, его государственных институтов, в большой степени зависит от хороших законов, правильного их применения и правосознания граждан.
Ученые правоведы давно выявили органичную связь между правосознанием и законопослушанием, с одной стороны, и глубинными ценностями народа, его духовным, культурным наследием, с другой. Для укрепления этой связи не обязательно прививать любовь населения к власти. Хотя попытки в этом направлении предпринимались в российской истории довольно часто, но без заметного успеха. Для зрелого правового общества достаточно наладить нормальное доверие между гражданами, с одной стороны, властью и законом, с другой.
Но вот как раз доверия к власти в России всегда не хватало, хотя это - обычное явление и для многих демократических стран. В нашей культуре сложилась устойчивая схема недоверия и подозрительность к законам. Логика такой установки всегда была простой: «законы устанавливает власть, к власти нет доверия, поэтому нет уважения и к закону». Такая жесткая установка массового сознания была в период имперской монархии, во времена СССР, остается она и сегодня.
В обществе необходимо разорвать этот разрушительный силлогизм. И много в этом направлении за последние 25 лет уже было сделано. В стране стала формироваться социально автономная личность с реальными правами на собственность, политическим решением, ответственным за свое поведение. Такая личность обладает достоинством, которое признается государством и всеми гражданами, а также особым социальным качеством – потребностью в правосознании на основе взаимного уважения и доверия общества к власти, а власти – к обществу. Пока такой тип человека с гражданским достоинством и правопорядком еще не стал у нас преобладающим, но тенденция к этому налицо.
Чтобы искоренить из общественного сознания такое древнее наследие как «правовой нигилизм» требуется время. Но, уже сегодня наше общество находится на том историческом этапе, когда имеет возможность принимать действенные шаги по исправлению положения. Разумеется, нужно продолжать повышать уровень правосознания населения путем юридического просвещения. Требуются формировать новые условия для налаживания диалога между населением и властью и другие более активные меры. И в настоящее время такие условия уже существуют и принимаются соответствующие меры.
К ним можно отнести значительное улучшение качества самих принимаемых законов. Очень много в этом отношении было сделано за последние два года, и эффект от этих усилий далеко еще не исчерпан.
Кроме того, к таким важным обстоятельствам, формирующим стабильное доверие граждан к законам, следует подтянуть и практику правоприменения, с тем, чтобы возросший уровень законов мог реализоваться в качестве принимаемых, юридически значимых решений. Это очень важный фактор, поскольку правоприменительные действия постоянно находятся под надзором общества, которое чутко реагирует на эти решения, давая им оценку не только по критерию «законно-незаконно», но и по шкале «справедливо – несправедливо». Поэтому, следует добиваться неотвратимости действия законов применительно ко всем без исключения гражданам и правовым случаям. Не должно быть места политически мотивированным исключениям в пользу избранных и близких. Это всегда и везде токсично действует на уровень правовой дисциплины граждан. Сегодня же в период высокой, почти мгновенной информированности это особенно чревато.
Важно идти по пути повышения уровня правосознания, не выламываясь из своего исторического и культурного контекста, духовно-нравственного наследия, развивать позитивное отношение к закону на основе собственных социальных институтов государства и права, свободы и гражданской ответственности личности. Это особенно важно в свете того, что сегодня в России сохраняется достаточно влиятельное представление, основанное на постулатах западного юридического позитивизма о наличии некого «нормального правосознания». Под этим понимается его ориентированность исключительно на западные правовые идеалы и социальные институты, которые сторонниками такого подхода объявляются как универсальные, общечеловеческие ценности. В этой связи, считаю важным заявление спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко: учитывать при разработке важных законопроектов исторически сложившиеся социально-культурные и духовно-нравственные ценности российского народа.
Россия - страна с богатой, самодостаточной культурой, способная выработать и реализовать собственную систему правосознания и правопослушания, и в этом направлении нами пройден уже большой путь.