Конверсия продукции ОПК решит важнейшую социально-экономическую программу пространственного развития
В реализации программы пространственного развития страны решающая и даже незаменимая роль отводится малой авиации. Ранее в своих публикациях уже затрагивалась эта тема.
В 19 труднодоступных регионах России местное авиасообщение является, по существу, социальным, то есть незаменимым видом транспорта. В восьми из них региональная авиация — основной способ обеспечения круглогодичной транспортной доступности. При этом за последние 25 лет число аэродромов и площадок в этих труднодоступных регионах снизилось в среднем на 55%. В следствии этого продолжался непрерывный отток населения, который скорей всего идет в округах, прилегающих к заброшенным аэродромам и взлетным полосам.
Говоря о проблемах пространственного развития территории России, мы всегда должны осознавать, что, если регион становится труднодоступен даже для малой авиации, он закрывается для экономического развития, а если в нем ликвидируются аэродромы – начинается неконтролируемая депопуляция прилегающих районов.
Надо сказать, руководство страны вполне осознает важность ускоренного решения данной проблемы и активно на нее реагирует.
Совсем недавно (21 ноября 2018г.) Президент России заявил, что «Процесс диверсификации (производства в ОПК) должен быть органично увязан с реализацией национальных проектов или программ развития…». В нашем случае проект ускоренного развития малой авиации практически полностью укладывается в эту установку главы государства. Один федеральный проект дополняет, обеспечивает и катализирует другой: возобновление выпуска гражданской продукции (самолетов малой авиации) на предприятиях Оборонно-промышленного комплекса позволит им не только диверсифицировать свою продукцию, выйти на новые, емкие рынки, достичь стабильного и долговременного роста производства, но и решать важнейшую социально-экономическую программу пространственного развития России.
Есть такое осознание и на отраслевом уровне руководителей отраслей, в том числе в Ростех-е, где вполне представляют необходимость возрождения малой авиации и круг, стоящих перед ней проблем. Конечно, много нужно начинать с нуля. Но это не повод для отчаяния.
Считаю, что следует обратить внимание на самые чувствительные проблемы малой авиации. Это - обучение кадров, создание летной инфраструктуры в небольших поселках, выбор линейки самолётов для местных авиалиний по критериям экономической оптимальности, запуск действующих финансовых механизмов господдержки. При этом следует помнить, что ни в одной стране мира местные авиаперевозки никогда не были самоокупаемыми.
Кроме того, предстоит решить вопросы территориальной привязки базы малой авиации. Возможно, в каждом федеральном округе можно создать по одной базе. Россия - страна огромная, поэтому, стоит подумать и над тем, чтобы для каждой географической зоны можно подобрать оптимальный тип самолёта: для южных регионов - одни модели, для северных — другие.
Полагаю, действенная финансовая поддержка нужна не только малой авиации как производителю услуг, но и авиапассажирам как потребителям этих услуг. А для этого необходимо расширить оказание адресной помощи пассажирам на приобретение билетов малой региональной авиации, которая терпит большие убытки от полупустых рейсов. И здесь вновь - одна федеральная программа (социальной поддержки местного населения) может поддержать другие федеральные программы (пространственного развития России и воссоздания подотрасли малой авиации).
Много уже было сделано в этой области, но нужно продолжить такую поддержку, поскольку она вскоре сможет начать давать положительные результаты. Поскольку уже на начальном этапе повышение загруженности аэропортов местных авиалиний за счёт региональных рейсов значительно снижаются текущие издержки авиакомпаний и аэропортов.
И надо сказать, в последние месяцы дела пошли решительней. В начале этого года Министерство промышленности и торговли РФ объявило конкурс на создание конструктивно-технологической платформы гражданских самолетов малой авиации следующего поколения. Сумма контракта – 575 млн руб., конкурс должен быть проведен до 15 декабря 2018 г. Предполагается, что самолеты на такой платформе начнут поступать на рынок не раньше 2025 г.
Новые воздушные суда должны быть экономичными по расходу топлива, использоваться на коротких взлетно-посадочных полосах, способными совершать рейсы в сложных погодных условиях, круглосуточно. В конечном счете, по итогам этого конкурса необходимо сформировать целую линейку перспективных самолетов разных классов.
Важно предусмотреть и ряд других ресурсов развития малой авиации. Прежде всего следует задействовать имиджевый потенциал малой авиации, гражданские и волонтерские возможности ее сторонников и энтузиастов. Например, в одной из стран с активно развитой малой авиацией, среди авиаторов и любителей есть такая ценностная установка: даже крошечный аэродром должен продолжать жить. Там волонтеры создают сообщества, которые занимаются этим. Их активисты и лидеры входят в самую крупную в мире Ассоциацию пилотов и собственников воздушных судов. Если появляется проблемный аэродром, сразу запускается система защиты: организуются встречи с местной администрацией и властями, политическими и общественными деятелями, идут поиски спонсоров, совместные акции с авиационными клубами, т.д. И это – работает.
Безосновательны утверждения разных пессимистов, что у России нет технологического и экономического потенциала для воссоздания на новом уровне малой авиации. Возрождение всего комплекса этой подотрасли - дело неспешное. Возможно, на это уйдет 10-15 лет, но новые российские самолёты и вертолеты непременно должны вернутся в регионы России, на новые и возрожденные аэродромы.