Квалифицированный и осознанный рабочий труд — это «качество» будущей России. К итогам чемпионата «WorldSkills»
С 22 по 27 августа в Казани на мировом Чемпионате «WorldSkills» Россия провела состязание лучших профессионалов планеты, и оно стало самым крупным и представительным в истории этого движения. Между собой за звание лучшего в своей сфере боролись электромонтеры, сварщики, повара, плотники, программисты и дизайнеры - всего более 1300 молодых профессионалов из 63 стран.
Международное движение «WorldSkills» в России стало важнейшим элементом передовой системы профессионального образования, - заявил Владимир Путин. Он специально прилетел в Казань, чтобы принять участие в церемонии закрытия 45-го Мирового чемпионата по профессиональному мастерству «WorldSkills».
Россию представляли 63 конкурсанта, которые смогли завоевать 22 награды и в итоге страна заняла в неофициальном зачете второе место после сборного Китая. 14 золотых медалей получили российские автослесари, повара, штукатуры, флористы и ювелиры.
Россия, всего несколько лет участвует в движении "WorldSkills", но его основные ценности и принципы, основанные на стремлении к постоянному профессиональному росту и уважении к труду, уже начинают на качественном уровне менять сферу образования в нашей стране. Это позволяет надеется на повышение глобальной конкурентоспособности российского профессионального образования, поскольку "интеллектуальные" наработки этого международного движения уже активно работают на будущее страны. Если говорить еще более конкретно, итоги нынешнего и прошедших чемпионатов по профессиональному мастерству уже практически усваиваются по разным направлениям в рамках реализации существующего национального проекта "Образование":
Во-первых, идет практическое осмысление этого опыта в различных механизмах профессиональной подготовки. Многие российские министерства совместно с союзом "WorldSkills Россия" уже проводят ряд серьезных мероприятий по интеграции стандартов "WorldSkills" в систему национального образование, и прежде всего, - в среднее профессиональное.
Во-вторых, не отстает и наша высшая школа: в настоящее время уже 160 высших учебных заведений России присоединились к движению "WorldSkills" в качестве ассоциированных членов.
В-третьих, постепенно к этому процессу начинает подключаться и бизнес. К концу нынешнего года будет разработана целевая модель по вовлечению общественно-деловых объединений и работодателей в принятие решений по развитию профессионального образования и обновлению образовательных программ.
В-четверых, под влиянием регулярно проводимых международных чемпионатов по профессиональному мастерству происходит неуклонная модернизация самой образовательной инфраструктуры. Так, в системе среднего профессионального образования в стране было создано более 1,6 тысячи мастерских для подготовки кадров по признанным мировым стандартам. В ближайшее время в системе профессионального образования в регионах России будут созданы более 100 центров, координирующих развитие и использование местных ресурсов для опережающей профессиональной подготовки кадров по перспективным профессиям, отвечающих стандартам "WorldSkills".
В-пятых, особое внимание начинает уделяться преподавательским кадрам системы профподготовки. К настоящему времени в Академии "WorldSkills" только по программе федерального проекта "Молодые профессионалы" прошли повышение квалификации уже более 12 тысяч российских мастеров производственного обучения. И это число будет непрерывно расти.
Вместе с тем, в сфере профессиональной подготовки рабочим профессиям не все зависит от качества усвоения мирового опыта. Пока гораздо более сильное отрицательное влияние на него оказывает три фактора:
1) Сохраняющееся по многим нелегким специальностям (токари, слесари, фрезеровщики, маляры) относительно низкие уровни средней заработной платы как по отраслям, так и регионам.
2) Низкая социокультурная престижность рабочих профессий, которая сегодня воспроизводится высоким уровнем имущественного неравенства.
3) Непрерывно падает спрос на массовые рабочие профессии. Цифровизация и роботизация экономики, в первую очередь, ведут к исчезновению именно таких профессий.
Тем не менее отмеченные выше тенденции ясно свидетельствуют: взаимодействие российских органов власти и образовательной системы со структурами движения "WorldSkills" развивается плодотворно.
Считаю, что совместные проекты со временем будут приобретать все больший масштаб, будут появляться новые проекты совместного взаимодействия. Поэтому не сомневаюсь, что результаты сотрудничества сыграют большую роль в достижении нашей страной национальных целей развития.