Россия в первых рядах создателей будущего интернета

15 октября 2019 г.

Пять лет назад, на фоне санкционных кампаний против России, в стране стартовали проекты по импортозамещению, укреплению технологической независимости и информационной безопасности страны.

Так получилось, что поднятая тема информационной самостоятельности с помощью запуска спутникового интернета за прошедший период воплотилась в конкретные государственные проекты.

На сегодняшний день можно говорить о двух основных задачах реализации этой масштабной идеи:
Первое – это высокоорбитальная группировка спутников интернет связи, которую государственное предприятие "Космическая связь" намерено вывести на орбиту в 2023 г. и стать первым этапом проекта более обширной, глобальной спутниковой системы "Сфера", предназначенной прежде всего для нужд государственного управления.

В июле 2018 г. президент России Владимир Путин на совещании c руководством ракетно-космической отрасли заявил, что 640 российских космических спутников проекта «Сфера» должны быть запущены за шесть лет - с 2022 по 2028 гг. Президент добавил, что эти спутники будут заниматься позиционированием, зондированием Земли и связью.
Создание такой группировки дает возможность России занять лидирующие позиции в мире и обеспечить инфраструктуру для цифровой трансформации внутри страны, развернуть спутниковую связь и доступ в интернет на всей территории России, включая Арктическую зону.

Среди приоритетных задач следует особо отметить: обеспечение президентской, правительственной и специальной подвижной связи, развертывание цифрового, прямого, спутникового радиовещания, организация сетей широкополосного доступа к сети на подвижных платформах (самолеты, суда, автомобили, ж/д транспорт), развитие защищенных ведомственных сетей и наращивание резервных каналов при чрезвычайных ситуациях. А также расширение ресурсов международной системы поддержки поисково-спасательных операций. Кроме того, есть договоренность с 2021 г. включить ГЛОНАСС в программу "Сфера".

Второй задачей отмечу коммерческий проект спутниковой сети связи, предназначенный для предоставления доступа к высокоскоростному интернету широкому кругу потребителей в России и за рубежом. Ценностью спутникового интернета станут широта покрытия и тарифная доступность использования доступа к интернету, например, минуя роуминговые ограничения.

В России есть огромный потенциал и конкурентные преимущества по выпонению таких задач. Ресурсы и компетенции таких участников рынка как «Ростех» и «Роскосмос» позволяют реализовать полный цикл запуска раздачи и приема цифровой связи. На всем постсоветском пространстве именно у таких корпораций сосредоточены лучшие умы в сфере космоса и электроники. Имея колоссальные ресурсы и всю элементную базу «под ногами», будет чудовищным невежеством не воспользоваться своим преимуществом и быть в числе крупных операторов связи для всего человечества.

Не исключаю и тот факт, что в качестве партнеров стоит привлекать и зарубежные компании. Но в первую очередь стоит думать о кооперировании своих источников, в том числе и частных предприятий, в которых трудятся талантливые конструкторы, специалисты электроники и маркетинга. На протяжении истории у России всегда было сильной стороной наличие выдающихся изобретателей и ученых.

Однако, событиями в мире показывают нам высокую степень значимости фактора безопасности, независимости и автономности. Политическая ситуация на международной арене за последние пять лет лишь подкрепили эти сомнения.
Это убеждает нас в том, что насколько бы мы ни были готовы идти по пути открытого сотрудничества с другими странами, к которому всегда призывает наш президент, всегда найдутся внешние политические и корпоративные инициативы, которым необходимо доминирование над другими.

Сегодня можно наблюдать, как в мире развернулось глобальное понимание важности спутникового интернета.  
Гонка за доступ к информационным технологиям беспокоят умы не только на уровне бизнеса, но и государств. Здесь можно с уверенностью заявить, что Россия закрепилась в рядах первых претендентов создателей этого будущего, в котором мы должны стать не только потребителями, но и производителями цифровых ценностей.