Гарантированный сбыт – основа государственной поддержки производителей
В целях защиты национальных отраслей промышленности, обеспечения занятости населения, повышения темпов роста реальной экономики при непрерывном росте технологического потенциала страны ставится задача более активного использования государственных рычагов.
Добиться этого можно только за счет стимулирования внутреннего рынка путем увеличения экспортного потенциала услуг и наукоемких продуктов с максимальной добавленной стоимостью. Для этого необходимо увеличение как государственных, так и частных финансовых вложений. В этом случае гарантированный сбыт продукции обеспечит возврат вложений инвестору.
Сегодня в России действует целый ряд мер по поддержке производителей. Государство выделяет огромные средства через субсидирование, налоговые льготы, различные программы поддержки отраслей. Но, с другой стороны, огромный потенциал государственного заказа не в полной мере используется для поддержки производителя. Стоит отметить и ситуации, когда российские производители сталкиваются с демпингом со стороны иностранного производителя, с требованием ежегодных тендеров, которые душат инициативу инвестировать и производить продукцию в РФ. Например, такая ситуация отмечается по всей линейке продукции малотоннажной химии, фармацевтики, в пищевой промышленности и в любой другой, где создается продукция с высокий добавленной стоимости.
Сегодня государственные заказы – это внушительный рынок сбыта, на который в больших объемах до сих пор идут значительные поставки из‑за границы. Происходит это в силу того, что зарубежные страны стимулируют свои отрасли производства. Например, в США – через дешевые деньги и налоговые льготы, в Китае – громадные дотации правительства. Крупные международные компании, где деньги дешевле за счет большого объема производства и меньшей себестоимости, присутствуют даже отрицательные ставки, есть экспортная поддержка, без труда заходят на российский рынок и могут позволить себе демпинг, тем самым, не оставляя шансов национальному производителю. По большинству продукции в России нет промышленных технологий и зарубежные компании не готовы делиться современными технологиями.
Все это говорит о том, что госзаказ пока не является платформой поддержки собственного производителя. Нет долгосрочного договора с гарантией сбыта, но есть редукцион, который губит российского производителя. Здесь уже вопрос не только в выживании малых производителей, но и в утрате компетенций, в потери денег, вложенных государством в виде субсидий и налоговых льгот.
Для преодоления вышеуказанных пробелов необходимо использовать систему государственных закупок как форму поддержки МСП. Наличие гарантий сбыта через систему государственных закупок позволит банкам без рисков кредитовать малый и средний бизнес по низким ставкам. Повысится привлекательность для частных инвесторов, а программы государственных поддержек получат требуемый результат. Гарантия сбыта позволит предприятию МСП взять старт, ускорить окупаемость и возврат инвестиций. Существенно снизится отток капитала из страны. Можно будет с уверенностью говорить о выходе на зарубежные рынки с продукцией высокого уровня передела. Экспортировать готовый продукт, готовую услугу, укомплектованную российскими продуктами.
Исходя из этого, своевременным считаю объединить усилия государственных компаний, профильных ведомств, научных сообществ и частных компаний с целью защиты отечественного рынка, создания и адаптации технологий, обеспечения гарантированного сбыта для малого и среднего производителя.
Также считаю, что для оперативной работы, решения вопросов по создании технологий, их масштабирования и внедрения продукции, необходимо создание Инновационно-внедренческих центров (ИВЦ), в структурах крупных государственных компаний. Успешным показателем данного центра станет взаимодействие всех сторон по внедрению инноваций, сопровождение производства и вывод готовой продукции на рынок.
Отмечу, что данный подход уже получил поддержку среди крупных производителей, представителей малого и среднего бизнеса, научного сообщества. Положительный отклик участников рынка показывает, что подобный инструмент партнерства и консолидации необходим. Кроме того, в парламенте РФ уже проходит обсуждение документа о вводе квот для российской продукции в рамках государственных закупок.
Крупные (Государственные) компании с их производственными мощностями и научным потенциалом, при котором будет создано ИВЦ, смогут покрывать свои потребности в производстве и поставках заключая долгосрочные контракты с более мелкими российскими производителями, которые в свою очередь будут обеспечены долгосрочными гарантиями сбыта своей продукции. Также предполагается горизонтальное сотрудничество для исключения дублирующих усилий.
При таких условиях удастся обойти сложные процедурные вопросы по принятию решений в крупных компаниях, которым сложно перестроить большие технологические процессы, ведь инновации требуют быстрых решений. В этом случае только малым и средним предприятиям (МСП) проще адаптироваться к новым вызовам и ускоренно принять необходимые решения.
Таким образом, мы добьёмся вовлечения коммерческих предприятий в процесс наращивания производственных мощностей в стране, развития технологий, увеличения ВВП. Именно гарантия сбыта для отечественных производителей позволит добиться производства конкурентной продукции
Добавлю, что предлагаемая мера должна выполнять функции единого окна для отраслевых производителей, включая инструментарий налоговой, таможенной, кредитно-денежной и других областей государственного регулирования.
Необходим исторический сдвиг в промышленной политике с применением гарантированного сбыта как основной формы поддержки проектов малого и среднего бизнеса. Важно учитывать, что новые реалии с учетом санкций, эпидемиологических рисков требуют более решительных мер. Чтобы сгладит потери роста следует уменьшить импорт, усилить кооперацию внутреннего спроса и собственных производителей для укрепления промышленного сектора.