Механизмы санации производственных предприятии необходимо расширить
Рост банкротств юридических лиц на территории Российской Федерации за последние 7 лет составил 40%. Из них более половины — это производственные и научно-инновационные предприятия.
Негативные последствия от закрытия производственных предприятий очевидны и выражаются как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, среди которых важно указать:
- Утрату компетенций в технологическом развитии
- Увеличение количества безработных и как следствие – рост социального напряжения
- Выпадающие налоговые доходы. По данным экспертов за I квартал 2020 года количество крупнейших компаний-банкротов составило 243 предприятия с выручкой более 400 млн руб. за трехгодовой период до банкротства. В результате бюджет недополучил за три года 18,6 млрд руб. Учитывая, что крупных компаний, проходящих банкротство, составляет сотни, а средних и малых предприятий более десяти тысяч, бюджет теряет сотни миллиардов рублей.
- Снижения предпринимательской активности. В Российской Федерации рост банкротств предприятий, который последние годы набирает обороты, ведет к ликвидации предприятий, в тоже время доля случаев введения в отношении должника реабилитационных процедур – внешнего управления и финансового оздоровления – ничтожно малы. Это говорит о несовершенстве механизма банкротства, который мог бы предупреждать такие банкротства на ранних стадиях, позволял бы прежде всего сохранять бизнес. Потому что сегодня большинство банкротств заканчивается вымиранием бизнеса.
- При снижении технологического отставания восстановление утраченных компетенций порой недостижимо и требует значительных финансовых затрат. Здесь примером можно отметить сектор малотоннажной химии, где потеря целой группы продуктовых переделов привело к критической зависимости от импорта.
Говоря о защите отечественного производителя, стоит помнить о том, что зарубежные страны стимулируют свои отрасли производства, путем дотаций, госпрограмм по поддержке экспорта, антикризисного управления, через дешевые деньги и налоговые льготы. Сюда же относятся и санкции - агрессивная мера протекционизма зарубежных компаний с помощью ввода ограничение для российских производителей. Поэтому крупные международные компании могут позволить себе демпинг, тем самым, не оставляя шансов отечественному производителю. Примеров, когда из-за минимальной цены в ходе конкурсных торгов отбирается импортный поставщик множество. Уже сформировалась ситуация, когда за несколько лет российские производители при импортном демпинге не выдерживают конкуренцию, закрывают производство и именно в этот момент происходит поднятия цены на данный вид продукции в два раза. Неоднозначная ситуация и с получением лицензии на технологические процессы от зарубежных производителей, работающих на территории Российской Федерации. Здесь необходимо внимательно рассмотреть долгосрочные последствия. Это отдельная тема внимательного изучения и обсуждения с профильными специалистами.
Таким образом можно с уверенностью заявить - сегодня нет эффективного механизма предупреждения банкротства на ранних стадиях, который позволит прежде всего сохранить производственные и научные компетенции. В этой связи остро стоит вопрос создания государственной структуры, которая бы осуществляла процедуры предупреждения банкротства, особенно производственных предприятий. Отмечу, что в рамках ГК «Ростех» уже создан эффективно работающий механизм именно спасения и предупреждения негативных последствии от банкротства. Такой успешный пример ГК «Ростех» необходимо взять за основу с целью активного расширения опыта координации бизнеса с государством в рамках «Центра Санации Бизнеса» (ЦСБ).
Повторю, что основная задача ЦСБ — это оказание поддержки и содействие предпринимателям в сохранении производства, предупреждение банкротства и восстановление платежеспособности должников путем осуществления комплекса необходимых мероприятий для того, чтобы обеспечить дальнейшее функционирование этого бизнеса. Основной мерой оздоровления производственных предприятий должно стать обеспечение санируемого предприятия государственными заказами для поддержки производства и обеспечения государственного спроса.
Для реализации данной инициативы потребуются соответствующие полномочия и совместная работа профильных ведомств. Например, содействие АО «Корпорация МСП» поспособствует осуществлению комплекса мер, финансового, экономического, организационного, правового и социального характера, которые будут направлены прежде всего на преодоление внутреннего кризиса предприятий.
На сегодняшний день уже состоялись широкие обсуждения с государственными учреждениями, субъектами РФ и бизнес сообществом по актуальности создания ЦСБ и совместной разработки программы санации предприятий.
Подчеркну, что только одних финансовых инструментов для оздоровления производственных предприятий недостаточно, необходимо защитить производителей с помощью спроса на их продукцию, выработать рабочий механизм получения квот на госзаказ от госмонополий. Кроме того, обеспечение гарантией реализации продукции санируемого предприятия в рамках госзаказа, позволит производителю рассчитывать на возможность получения льготной ставки по кредиту на выполнения данной программы.
Здесь необходима координация всех участников рынка для обеспечения здорового протекционизма на рынке и выстраивание прозрачного механизма работы ЦСБ.