Электронной промышленности требуется трансформация компетенций
Сенатор Российской Федерации Максим Кавджарадзе — о необходимости технологического суверенитета и развития электронной промышленности, возможной поддержке государства для ее трансформации, кадровом вопросе и цифровизации России в целом в интервью РБК+
— 2022 год выдался непростым для российской экономики, приходится оперативно реагировать на новые вызовы. Какие отрасли, по вашему мнению, больше всего нуждаются в поддержке для сохранения экономического потенциала и развития страны?
— Уходящий год был сложным для страны, экономики, промышленности, для людей и всей государственной системы. Но по итогам года, мы видим, что страна укрепилась в сплочении. Консолидирование общества, бизнеса и государственного управления позволило сохранить стабильный уклад жизни. Именно благодаря единству мы смогли мобилизовать свои ресурсы для экономической и социальной устойчивости в условиях тотальных западных санкций. Поэтому, для наращивания самодостаточности и безопасности государства от колебаний глобальной политики нам критически необходима развитая электронная промышленность. Сегодня электроника является ключевой отраслью, от успеха которой зависят конкурентоспособность остальных отраслей в современных условиях. Без собственной и развитой электронной промышленности наши другие сектора экономики, такие как нефтегаз, сельское хозяйство, тяжелая и легкая промышленность всегда будут зависеть от геополитической конъюнктуры. В связи с этим, поддержка и протекция электронной отрасли имеет первоочередную важность для сохранения экономического потенциала и развития страны.
— Как вы оцениваете уровень цифровизации в России в целом? Какие существуют сильные и слабые стороны?
— В вопросе цифровизации мы достигли уверенного самообеспечения на высоком уровне. Свидетельством тому является вхождение России в десятку стран-лидеров в области цифровой трансформации правительства и цифровизации государственного сектора услуг по данным результатов международного рейтинга, который охватывает 198 стран на основе показателей, отражающих степень внедрения цифровых технологий. Стоит отметить и высокую профессиональность наших разработчиков в сфере финансов, блокчейна, электронной коммерции и множество других сфер, где «цифра» полностью и качественно интегрирована в экономику. Это говорит и об экспортных возможностях отечественных программных продуктов. Если цифровые продукты у нас устойчивы к санкционному давлению, то по «железу» результаты необходимо наверстывать.
— Почему сейчас особенно актуален вопрос технологической независимости в электронной промышленности? Как уже повлияли санкции на электронную отрасль, и какие угрозы еще существуют?
— В Советский период у нас была своя элементная база того поколения, производили собственные компоненты, приборы. С тех пор элементная база и вся электроника непрерывно развивалась высокими темпами, но мы в период экономического спада 1990-х годов остановились в развитии и отстали на многие поколения. За последние восемь лет неоднократно поднимаемые вопросы технологической зависимости, рисков отключения России от сети интернет, от технологических продуктов иностранных корпораций, отключения от SWIFT, запреты на поставки в Россию оборудования для промышленности стали реальностью. С другой стороны, за эти годы удалось достичь некоторых стартовых результатов, на рынок выводятся процессоры «Байкал» и «Эльбрус», создаются новые дизайн-центры, появляется все больше частных компаний, занимающихся разработкой и производством электронных компонентов и изделий, небольшие предприятия консолидируются в объединения. Устоялось сплоченное понимание в необходимости двигать электронную промышленность, рассчитывая на собственные силы, компетенции и ресурсы.
События прошлых лет вскрыли все прогнозы по необходимости технологического суверенитета. Помимо прямого запрета на поставки электронных компонентов и оборудования в Россию, были нарушены и логистические маршруты, затрудняя поставки необходимых элементов. При этом ситуация складывается парадоксальная, так, например, в производстве высокотехнологичного зарубежного оборудования и устройств присутствуют российские элементы. Это говорит о том, что имея на своей территории всю таблицу Менделеева, мы обладаем всеми материально-сырьевыми ресурсами, чтобы вывести производство электроники на современный уровень.
— Радиоэлектронной промышленности требуется трансформация компетенций. Какую помощь в этом могут оказать государство и государственные корпорации?
— Для трансформации компетенций в радиоэлектронной промышленности необходим системный подход при поддержке государства и госкорпораций. Во-первых, государство способно обеспечить заказами наших производителей электронной промышленности в рамках государственных контрактов, во-вторых, госкорпорации должны оказать поддержку ресурсными решениями производственных задач и институтами развития в части обеспечения финансирования.
При этом необходимо понимать важность корректного подхода к данному вопросу — это в первую очередь вопрос инвестиций в технологическую безопасность и независимость. Стандартные финансовые модели и подходы могут не принести требуемого результата, поэтому и нужно сформировать программу приоритетного развития электронной промышленности.
— Вы предлагаете разработать программу приоритетного развития электронной промышленности. Какие аспекты она должна в себя включать?
— В первую очередь нам важно консолидировать производственные, научные, кадровые и финансовые источники. Поскольку повышение уровня электронной промышленности является для нас одним из важных направлений, требуется мобилизация системы и экономики для достижения технологической независимости в электронной промышленности.
— Для формирования плановой политики развития отечественной электронной промышленности важно уделять повышенное внимание и вопросу обеспечения высококвалифицированными кадрами. Что вы предлагаете для его решения?
— Очевидно, что необходимо вкладывать ресурсы в образование и науку в тесной практике с производственными предприятиями. Выстраивать процессы обучения именно на отечественном программном обеспечении и оборудовании. Повышать уровень квалификации кадров для работы с системами, которые устойчивы к санкционным ограничениям. Обеспечить учащихся гарантированным трудоустройством в высокотехнологичных секторах промышленности. Обеспечить высокий уровень жизни, обеспечить условия, при которых квалифицированные специалисты не будут нуждаться в поисках лучших условий за рубежом. Правительство Российской Федерации уже выделило средства на повышение заработных плат для научных сотрудников и в планах продолжить увеличение в следующем году. Стимулировать создание и развитие технологических инжиниринговых центров на базе ведущих вузов и научных организаций для изучения и дальнейшей разработки необходимых технологий.
Добавлю, упорно следуя курсу технологической самодостаточности, мы способны обеспечить технологическую безопасность государственного, финансового, промышленного секторов, покрыть потребности в электронике и занять ведущие экспортные позиции.