Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» требует актуализации

16 марта 2023 г.

На сегодняшний день пестициды и агрохимикаты являются важнейшими компонентами в технологии производства пищевой продукции, от качества и безопасности которых зависит продовольственная безопасность нашей страны.

Базовым законом, регулирующим данную область, является Федеральный закон от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», который, по мнению профессионального сообщества, требует актуализации.

Все мы знаем, что в 2022 году бесконтрольно примененные пестициды 1 (наивысшего) класса опасности привели к экологической катастрофе в ряде регионов юга России, где погибло более 6,5 тысяч диких зверей и птиц. По фактам гибели Россельхознадзором наложены штрафы общей суммой в 300 тыс. руб. (50 рублей за одну особь, что, естественно, никого не останавливает). Бытовые пестициды могут быть применены в сельском хозяйстве, а отсутствие их контроля, учета и прослеживаемости вызывает серьезные опасения и несет доказанную угрозу человеку и природе.

При этом существуют подтвердившие свою эффективность международные практики, которые свидетельствуют о том, что контроль обращения пестицидов и безопасности выращиваемой с их применением продукции наиболее эффективен, если полномочия по регистрации, контролю за обращением и безопасностью производимой продукции сосредоточены в одном контрольном органе управления. Только такой принцип позволяет выстроить полноценную цепочку контроля и обеспечить безопасность продукции «от поля до прилавка».
Например, из 944 неодобренных в странах ЕС пестицидов 63 на сегодняшний день разрешены и используются в России. При этом законодательства стран, которые являются крупнейшими потребителями российских культур, в той или иной степени ориентированы на европейское законодательство в сфере безопасности продукции. В любой момент это может быть использовано как формальный повод для введения ограничений на экспорт нашей продукции.

К вопросу об ответственности.

Ввоз в Российскую Федерацию нескольких тонн контрафактных, фальсифицированных, немаркированных, незарегистрированных для российского рынка пестицидов квалифицируется по одной единственной статье 8.3 КоАП РФ и наказывается штрафом в 1 тысячу рублей. Низкие штрафы и отсутствие уголовной квалификации за нарушения в данной сфере подталкивают к противозаконной деятельности. А ведь речь идёт, фактически, о незаконном обороте и импорте высокотоксичных ядов по уровню воздействия на окружающую среду сравнимых с химическим оружием.

Таким образом, представляется необходимым доработка действующего законодательства также в части:

- обеспечения прослеживаемости в электронной системе как действующих веществ, так и пестицидов для бытового использования;
- внесения изменений в нормы об ответственности с целью ее повышения;
- оптимизации регистрационных процедур в части корреляции нашего законодательства и использования проверенных и хорошо себя зарекомендовавших зарубежных практик.

Головной комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и наш Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству проработают обозначенные вопросы с целью разработки законопроекта, который будет охватывать обозначенную выше проблематику. Соответствующий законопроект будет внесен в Государственную Думу.

<iframe src="https://vk.com/video_ext.php?oid=-170206299&amp;id=456243879&amp;hash=5eb87b62e6e3d182&amp;hd=2" frameborder="0" width="853" height="480"></iframe>