Преподавание русской словестности необходимо пересмотреть
Президент РФ Владимир Путин недавно на российском литературном собрании заявил о необходимости пересмотра программы преподавания литературы и русского языка.
Президент обратил внимание на следующие позиции, связанные с падением чистоты русского языка и значением литературы в воспитании нашей молодежи. Во-первых, необходимо менять программы по этим предметам. Во-вторых, пересмотреть количество часов на эти предметы в школе. В-третьих, Президент назвал решающий фактор повышения значимости русской словесности – личность самого учителя. Наконец, предложено сделать 2015 год годом литературы.
Безусловно, все это заслуживает всемерной поддержки. Думаю, что пересмотр содержания программы – важнейший фактор в созидании образовательной политики в области русской словесности. Наблюдаемая в нашей стране тенденция технологизации образования коснулась не только перераспределения часов по предметам, но и самого преподавания, в том числе и предметов гуманитарных. Выдавливание гуманитарной составляющей за счет передачи приоритетов слова собственно самой информации о слове катастрофически сказывается на общей культуре современного россиянина (и уже сказалось). Потому, как верно замечают специалисты, пересмотр содержания программ должен задавать гуманитарный вектор и методам и технологиям преподавания предметов русской словесности. При этом, на мой взгляд, не стоит слишком остро реагировать на быстро меняющиеся мнения по поводу отбора круга писателей и их произведений для включения в программу по литературе. То, что сегодня кажется актуальным, может потерять значимость уже через поколение. Я считаю, здесь важно не классику приспосабливать под сиюминутные представления о назначении литературы. Перспектива в том, чтобы чистое слово проверенной многими десятилетиями практики русской классики наполняло школьную жизнь, и уроки словесности – в первую очередь. Это не станет гарантией, но возможности, безусловно, появятся куда большие, чем сегодня.
Как верно замечают мои знакомые специалисты в области русского языка и словесности, учителя и преподаватели, даже эту весьма трудную задачу решить значительно проще, нежели воспитать то поколение учителей, которое способно не только передать трепетное чувствование русского слова и его употребление в жизни, но и быть личностями, способными своим образом мышления и жизни являть пример для подражания. Это – вопрос стратегический, требующий объединения сил общества, государства и собственно самой образовательной системы в нашей стране. Сегодня важно вспомнить о нравственном долге, который не должен оставить нас равнодушными к проблеме воспитания современной молодежи и назначении нашей русской словесности в этом деле.