Проблема выбора своей национальной идентичности
На Валдайском форуме в 2013 году президент РФ Владимир Путин поставил акцент на вопросе о поиске нашей национальной идентичности, национальной идее. На сегодняшний день обсуждение проблем российской и мировой истории – это не в первую очередь проблема того как преподавать историю. Это, как верно замечают эксперты, вопрос о выборе национальной идентичности. Сегодня дискуссия ведется о духовных основаниях страны, о базовых основах, конструкциях, которые определяют в конечном счете преобладающее как в народе, так и в правящем слое мировоззрение. И поэтому тот, кто задает основные направления, принципы, идеологические ориентиры данного мировоззрения, он начинает обладать, вероятно, самой мощной и действенной властью – властью над умами людей.
В этом контексте исторического дискурса наиболее важными, на мой взгляд, выступают две темы: одна связана с происхождением нашей страны, другая со смыслом и значением советского периода в истории России.
Потребность россиян в рефлексии своего прошлого и исторических исследованиях стал явно актуален. Как показывают опросы ВЦИОМ, 85 процентов наших граждан гордятся историей России, а 59 процентов говорят о том, что вопросы истории вызывают у них живой интерес.
На недавней встрече Владимира Путина с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории докладчики особо отметили следующие моменты.
• Впервые удалось составить перечень так называемых трудных вопросов, связанных с разнообразием восприятия и трактовки различных фактов и событий истории российского государства, по большинству из которых удалось найти компромиссные формулировки.
• В самом профессиональном сообществе при всём его разнообразии имеется очень большой запрос и готовность к содержательной дискуссии, есть настрой на поиск общих решений.
• Крайне важно привить молодому поколению чувство гордости за свою страну, уважения и понять на опыте истории свою меру ответственности, каждого человека, каждого российского гражданина за всю историю страны, за её прошлое, как это было, а сегодня – за её настоящее и за её будущее.
На данной встрече очень точные акценты были расставлены президентом России Владимиром Путиным, а именно:
• необходимость создания единой логики преподавания истории, понимания неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности, самые драматические, неоднозначные события – все это неотъемлемая часть нашего прошлого;
• в дискуссии по историческим вопросам должна присутствовать разность оценок, мнений, к которым необходимо относиться с уважением, потому что «это жизнь нашего народа, это жизнь наших предков, а отечественная история – основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода»;
• одно из назначений истории учить самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять разные точки зрения, а поэтому крайне важно использовать в качестве главной, стержневой линии всего курса преподавания истории, – объективность и непредвзятость, уважение к собственному прошлому и любовь к своей Родине;
• люди должны не только узнать, но и понять, что было, ознакомиться с объективными оценками, поскольку именно это позволит им осознать свою собственную, личную меру ответственности за страну, в которой они живут.
Сегодня хватает людей, которые не верят в Россию, не верят в собственные силы, полагая, что наш национальный потенциал недостаточен для того, чтобы достаточно явно влиять на исторический процесс как в своей стране, так и в мире в целом. Однако у нас достаточно оснований для веры в себя и в свою страну. Кроме того, немало серьезных специалистов и простых людей на Западе ожидают новых решений и идей именно от нашей страны, от руководства России.
Для нас сегодня важно держаться своего исторического нравственного основания. Однако для этого потребуется вновь прийти к цельному пониманию мироздания, и потому нынешняя дискуссия и активное участие в ней президента Путина совместно с соответствующими экспертами, позволит создать необходимые условия для укрепления у граждан России своей национальной идентичности и прояснения сути и значимости нашей национальной идеи.