Информационная безопасность детей
Сегодня каждый человек находится в условиях огромного мирового информационного пространства. Так или иначе, большинство из нас ежедневно сталкивается с сетью Интернет, читая сводки новостей, интересуясь погодой, проверяя электронную почту, общаясь в социальных сетях или просто просматривая полезную информацию. Как известно наиболее активными пользователями всемирной паутины являются подростки. В связи с этим встает вопрос об информационной защищенности школьников. В российском законодательстве существует федеральный закон, устанавливающий правила информационной безопасности детей на территории нашей страны. Этот документ позволяет защитить права подростков от возможных рисков, причиняемых информацией.
Прогресс не стоит на месте, и современная система интернет-технологий движется в сторону информационной насыщенности и доступности. Объемы поступающих данных растут неумолимыми темпами. Естественно плюсов доступной информации достаточно много, но у каждой медали есть оборотная сторона. Во-первых, заметим, что не вся предлагаемая информация является достоверной, а ребенок подчас не может расставить правильные приоритеты, на чем стоит остановить свое внимание, а что обойти стороной. Во-вторых, наряду с нужным и полезным контентом, можно столкнуться с ресурсами, содержащими материалы негативного и агрессивного содержания. Процесс распространения любой информации является, к сожалению, бесконтрольным, поэтому в свободном доступе перед глазами детей и подростков оказывается весь поток нежелательных сведений, которые могут противоречить нормам воспитания подрастающего поколения.
Современному школьнику интернет значительно облегчает процесс обучения. Использование подобных ресурсов в образовательных учреждениях позволяет добиться максимальных результатов эффективности обучения, значительно облегчить и ускорить усвоение материала. К тому же, проведение интерактивных уроков, где в значительной степени привлекается материал из интернета, позволяет расширить и обогатить кругозор школьников. Но одно дело, когда посещение интернета контролируется взрослыми, а другое, когда посещение ребенком информационного пространства находится на бесконтрольном уровне.
Родители и работники образовательной системы находятся в затруднительном положении, желая оградить своих детей и воспитанников от негативного влияния потока информации. Встает справедливый вопрос: как действовать в подобной ситуации. Совсем отказываться от информационных технологий не целесообразно, а значит, нужны поиски дополнительных путей решения проблемы. Одним из таких путей является слаженная работа педагогов и родителей, совместными усилиями которых можно попытаться снизить риски информационных угроз. Родители должны предоставить своему ребенку базовые знания по поведению в сети, сформировать правильные понятия об интернет-угрозах. Образовательные учреждения, в свою очередь, сегодня повсеместно вводят различные формы медиа-образования. Развитие информационной грамотности крайне важно, так как позволяет научить ребенка критически оценивать поступающую информацию, структурировать и отбирать нужный материал.
Обсуждая подобные вопросы, нельзя обойти вниманием и такую проблему подросткового возраста, как «интернет-зависимость». Этот вопрос широко обсуждается психотерапевтами, так как именно факт пребывания он-лайн и приводит к бесконтрольному чтению информации сомнительного содержания. Нахождение детей в сети может длиться часами, а порой и целыми сутками. Внимательным родителям стоит поинтересоваться, чем занято их чадо, и при необходимости ограничить время пользования интернетом. Эта мера, как может показаться, является грубым вторжением в личное пространство, но она является необходимой, так как поможет сохранить теплые взаимоотношения в семье и обезопасить здоровье ребенка. Родителям и педагогам важно в этот период объяснить подростку, как следует себя вести в сети, чтобы избежать нежелательных последствий. Правильный подход к воспитанию, тактичность и доверие к подростку поможет обезопасить его, а вот тотальный контроль грозит только усугубить ситуацию.