Повышение безопасности полетов

7 апреля 2014 г.

Повышение уровня безопасности полетов - один из главных приоритетов, являющийся показателем позитивного развития российского авиапрома. Среди населения часто распространяются ложные страхи в связи с авиаперелетами. Однако причиной этого чаще всего является отсутствие информации. Согласно международной статистике в сфере транспортной безопасности риски людей, связанные с использованием различных видов транспорта. Оказалось, что чаще всего попадают в аварии мотоциклисты и велосипедисты и намного реже те, кто использует авиа и железнодорожные способы путешествий. Показательными являются статистические выводы, согласно которым человек, поднимающийся в воздух ежедневно, может совершать перелеты без происшествий приблизительно 6,5 тысяч лет.

К сожалению, эксперты отмечают, что в России процент авиакатастроф по сравнению с другими странами не самый низкий. Российские авиаперевозчики занимают примерно 2% мирового рынка, но при этом вклад РФ в статистику катастроф составляет 8,6% по числу жертв.

Справедливости ради нужно отметить, что техника в России приблизительно на том же уровне, что и в развитых странах. Крупнейшие авиакомпании нашей страны регулярно проходят международную сертификацию. Кроме того, внутри страны самолеты подвергаются проверке каждые двое суток, а также осуществляются масштабные плановые ТО через определенное время, в зависимости от модели самолета.

Основные проблемы гражданской авиации в России следующие.

1. Состояние аэропортов в регионах.

2. Устаревшие стандарты орнитологической защиты (птицы). Необходимо обновлять данные стандарты.

3. Серьезный дефицит квалифицированных летчиков (кадры). В этом плане специалисты обращают внимание на тот факт, что причиной более чем 80% авиакатастроф является человеческий фактор. В России существует несколько авиационных учебных заведений, которые способны выпускать достаточное количество пилотов. Однако проблема заключается в том, что их практически не обучают управлять современными самолетами. В этом смысле, получается, что причину авиакатастроф нужно искать не столько в людях, сколько в необходимости модернизации системы образования в области авиации. Решение кадровой проблемы некоторые видят в привлечении иностранных пилотов. Однако наши специалисты верно замечают, что это вопрос национальной безопасности. В частности, они приводят в качестве примера следующую ситуацию. Над территорией РФ управляет самолетом иностранный пилот. Предположим, случился пожар двигателя и нужно немедленно садиться, а поблизости секретный военный аэродром. Его туда просто не пустят. Таким образом, вывод - необходимо выделять средства для обучения отечественных пилотов в авиационных учебных заведениях для обучения управлению современными самолетами.

4. Отсутствие единой системы регулирования деятельности в области авиации РФ. До сих пор используются устаревшие нормативы советских времен. Как говорят представители авиапрома, ряд видов обслуживания не регламентирован и не описан в нормативных документах России. Проблема заключается в том, что, к примеру, расследованием происшествий занимается один государственный орган, надзором занимается другой, а регулированием - третий. Как выясняется, во взаимодействии данных органов недостает многих регламентирующих документов. Нужны правильные, эффективные управленческие решения.

5. В малой авиации России, особенно в региональной, зачастую недостаточно ресурсов, чтобы усиливать соответствующие меры безопасности полетов. У нас огромная страна, в которой множество населенных пунктов, лишенных железнодорожных и автомобильных дорог. Естественно, что Россия не может обойтись без малых авиакомпаний.