Блоггер – модное увлечение или новое социальное явление
Сегодня молодое поколение не представляет своей жизни без интернета. Для большинства - это отдых, развлечения, друзья, общение, учеба, работа. По статистике россияне побили все мировые рекорды по количеству времени, проведенного в сети. В среднем, гражданин РФ порядка 7 часов своей жизни в месяц отдает социальным сетям, количество просматриваемых страниц достигает 1500. К тому же число новых пользователей постоянно растет. Увеличение доступности интернета в России и расширение зоны покрытия принесли свои результаты. Возможности для общения и выражения своего мнения практически безграничны. Социальные сети и блог, пожалуй, самые крупные площадки для общения во всемирной сети. И если первые имеют ограничения по охвату аудитории, то блог – открытая арена для выражения своего «Я». Чем интереснее автор пишет – тем больше внимания к себе привлекает.
Блог называют интернет-дневником, интернет – журналом, основной спецификой которого – регулярно добавляемые записи. Тима Бернерса-Ли принято считать основателем блога. На своей странице он с 1992 года публиковал новости. Через четыре года блоги получили более широкое распространение. А еще через три открылся сайт Blogger.com, который считается первой бесплатной блоговой службой.
Сегодня количество блогов растет неумолимыми темпами. По информации блогоцентра Technorati блоги самое распространенное явление во всемирной «паутине»: их количество давно перевалило за 70 миллионов. Из них 60% – женщины, 40% – мужчины. Что привлекает пользователей к блогу? Конечно, в первую очередь, это простота в пользовании. Не требуется никаких специальных технических знаний или филологического образования, чтобы начать вести свой интернет-дневник. Редактор, корректор здесь не помощники. Авторский стиль и личное мнение – вот что привлекает читателя. Оперативность информации – второй важный момент. Ждать, пока твой материал проверят редакторы, опубликуют – не нужно. Блогер работает в режиме реального времени. В этом огромный плюс распространения информации. Но и здесь есть подводные камни. Об этом чуть позже. Третьей причиной популярности блога является отсутствие каких-либо ограничений, в частности, объема информации, содержания и формата подачи. Мнение, высказанное блогером абсолютно свободно. Его точку зрения считают главной, так сказать «мнением общественности» особенно если блог явился первоисточником какой-либо информации.
Большая часть блогеров - порядка 37% пишет о жизненном опыте, еще 11% интересуются и открыто высказывают политические убеждения. Остальные 48% блогеров делятся по категориям: развлечения, бизнес, хобби, религия, спорт, здоровье и т.д. Тем для блога - неисчерпаемая чаша, каждый выбирает для себя нишу по интересам и начинает писать заметки, личные советы, наблюдения по этому поводу. Более 60% размещают свои данные на российских блогхостингах, которых насчитывается более 12 миллионов.
Почему сегодня блог распространяется как стихийное явление и прогнозировать его дальнейшее развитие достаточно сложно. Видимо дело в том, что блогер не просто создает свою ленту новостей, он владеет инструментом социального воздействия на читателя. Открыто выставляя свои посты, блогер может призвать как к действию, так и изменить общественное мнение по той или иной проблеме.
Россия занимает десятую строчку в мире по количеству блогеров. Но уже сегодня блогер - несомненно большой пласт в социальной жизни страны, который занимается определенным видом деятельности, имеет свои особенности и теперь уже и правила. Напомним, что с первого августа вступит в силу так называемый «закон о блогерах-трёхтысячниках». Он приравнивает их деятельность к СМИ. По новым правилам, блогерам запрещено публиковать непроверенную информацию. В противном случае владельца блога ждет штраф.
Такой ход развития событий был вполне очевиден еще несколько лет назад. Взять даже форумы, встречи, куда приглашаются представители СМИ, большая часть присутствующих на первых местах – блогеры. Их вопроса актуальны и злободневны, задаются, как говорится «в лоб» без всяких прикрас и художественных. Очень часто блогер становится очевидцем произошедших событий, будь ЧП, волнения в какой-то стране, массовые беспорядки, бесчинства и тому подобное. Эти события тут же попадают на глаза многочисленной аудитории. Порой они являются первым источником информации, и здесь часто возникает вопрос об объективности оценки происходящего на страницах блога. С этим и связан контроль блогосферы на государственном уровне.
Все это говорит о том, что блогер – весьма влиятельная фигура в информационном пространстве и его мнение авторитетно. Многие помнят общественный резонанс, который вызвал пост одного из пользователей ЖЖ о возможности введения нового стандарта образования в старших классах. Открытое письмо к высшему руководству страны собрало 18 тысяч комментариев и получило отклик. Заслуги блогера, как «журналиста с гражданской позицией» были отмечены еще в 2010 году. Тогда самые активные пользователи получили премию «Рында года».
Сегодня почти 57% пользователей Всемирной Сети считают блог самым эффективным способом обращения к высокопоставленному лицу с просьбами, жалобами и предложениями. Представить СМИ просящим или жалующимся на что-то сложно, им ближе функция стороннего наблюдателя. В то время как блогер активно развивает тему, присоединяет к диалогу других пользователей и тем самым озвучивает вполне адекватные и правильные мысли. Прочитав журнальную статью, читатель не имеет возможности обрисовать свой взгляд на ситуацию, а в блоге это вполне возможно.