Проблема сиротства в РФ и ее решение

16 сентября 2014 г.

Правительство РФ поставило цель – к 2018 году понизить в два раза количество детских домов. Это радует, потому что детей необходимо воспитывать не в детских домах, а в семьях. И если по тем или иным причинам дети остались без своих родных родителей важно, чтобы их взяли под опеку другие семьи.

Так называемый закон Димы Яковлева (запрет на усыновление российских детей в США) усилил актуальность проблемы усыновления сирот в России.

Как известно, в 2012 году в РФ была запущена в действие программа «Школа приемных родителей». С того момента соответствующие государственные институты активизировали свою работу с семьями, выразившими желание брать приемных детей к себе на попечение. На сегодняшний день в Москве функционирует примерно 50 подобных школ. Такие же школы открываются в различных регионах нашей страны.

Очевидно, что в нашей стране необходимо развивать институт усыновления. Важно продумать и создать эффективный механизм быстрой передачи новорожденных детей в специально подготовленные приемные семьи. А для этого нужно создать эффективную законодательную базу. Неизвестно, как много времени может уйти на решение проблем с правами кровных родителей. Поэтому в это время маленьких детей лучше всего передавать семьям-опекунам. Законы должны быть разработаны таким образом, чтобы у ребенка оставалась возможность возвращения в свою кровную семью, если его родители будут признаны способными создавать условия для полноценного развития своих детей.

Всё вышесказанное является важным особенно в свете проблем, которые хочу описать ниже.

• До сих пор в РФ отсутствует полноценная система оценки и профессионального контроля за приемными семьями. 

• Школы приемных родителей слишком ограничены в своих полномочиях и по факту не могут выдавать отрицательные заключения о возможности устройства ребенка в семью.

• Органы опеки и попечительства зачастую не являются достаточно компетентными, чтобы адекватно решать соответствующие вопросы. 
• До сих пор остается не разработанной система подготовки специалистов школы приемных родителей. 

• Большинство детских домов, в частности, дома для детей-инвалидов, являются полузакрытыми учреждениями, куда затруднен доступ волонтеров и общественных организаций (исключение составляет Москва, где государственные учреждения обязали допускать волонтеров). 

• Многие государственные детские дома по-прежнему насчитывают более 100-200 воспитанников, что подрывает идею индивидуальной заботы и внимания по отношению к каждому ребенку.

• Конкретному ребенку необходимо подбирать родителя в зависимости от индивидуальных качеств ребенка и его особенностей, а не наоборот, как это зачастую происходит в детдомах и домах ребенка.

• К сожалению, в обществе еще бытует мнение, что брать под опеку чужих детей это нечто стыдное. А если брать, то, как правило, здоровых, без каких-либо физических или психических дефектов.

• В связи с увеличение мигрантов в РФ из стран ближнего зарубежья, повышается проблема брошенных ими детей.

Обозначенные проблемы позволяют видеть ясно картину сирот в нашей стране. Надо заметить, государство в последние годы активизировало деятельность в этом направлении.

Что касается остающихся детских домов, то они из потребительских учреждений должны превращаться в трудовые воспитательные учреждения. Хорошим примером в этом смысле является эффективный опыт великого русского педагога А.С. Макаренко, создавшего в свое время Коммуну им. Дзержинского.

Хочется отметить, что решение проблемы сиротства в Липецком регионе происходит достаточно успешно. Подтверждением этому являются данные и статистика, озвученные на недавно прошедшем в Липецке XVIII слете приемных и опекунских семей. Как оказалось, за последние семь лет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области сократилось почти на четверть. В данное время в Липецком регионе более 500 приемных и свыше полутора тысяч опекунских семей. На их поддержку из бюджета области выделяется около миллиарда рублей в год. Около 90 процентов детей-сирот оказываются в приемных и опекунских семьях. В 11 муниципальных районах области этот показатель составляет сто процентов.