Агропромышленный комплекс России: пути развития

13 ноября 2014 г.

Импортозамещение стало одной из самых актуальных тем обсуждений последних месяцев. Правительство совместно с министерствами и ведомствами подготавливает программы развития и поддержки российской экономики в условиях нестабильности геополитической ситуации. Одним из приоритетных направлений работы стал агропромышленный комплекс, который, несомненно, занимает место среди основных бенефициаров текущей ситуации.

Очевидно, что запрет на импорт мяса, рыбы и молочных продуктов положительно скажется на российской экономике, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Уже сейчас можно утверждать, что меры поддержки отечественных производителей, последовательно принимаемые государством в течение последних лет, позволяют российским компаниям оперативно реагировать на значительно возросший внутренний спрос, а в дальнейшем и ориентироваться на выход на иностранные рынки.

Так, например, еще до введения санкций и запрета на импорт мяса из ряда стран, правительство в 2013 году в рамках Госпрограммы на развитие мясного скотоводства из средств федерального бюджета выделило 5,43 млрд. рублей, в том числе на племенное мясное скотоводство – 0,38 млрд. рублей, на экономически значимые региональные программы – 1,9 млрд. рублей, для возмещения части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства – 3,15 млрд. рублей. Оказанные меры господдержки обеспечили динамичное развитие отрасли мясного скотоводства. Согласно данным Министерства сельского хозяйства, за 9 месяцев 2014 года поголовье крупного рогатого скота составило 2 387,8 тысяч голов, что на 11,7% больше уровня прошлогоднего периода.

Однако, одной только финансовой помощи для динамичного развития агропромышленного комплекса недостаточно. Одним из основных направлений работы правительства должна стать федеральная поддержка развития государственно-частного партнерства в агропромышленном секторе. Так, например, в Липецкой области, одним из флагманов российского агропромышленного комплекса, с 2000-х годов действуют три особые экономические зоны регионального уровня агропромышленного типа. Резиденты этих зон пользуются определенными льготами – как налоговыми, так и экономическими. Несмотря на это, из-за возрастания нагрузок на производственные мощности предприятий-резидентов данных зон, связанной с необходимостью замещения импорта внутренней продукцией, многие производственные программы испытывают дефицит средств для развития. Как видится, выходом из сложившейся ситуации могло бы стать государственно-частное партнерство. Один из лидеров российской банковской системы рассматривает возможность финансирования ряда инвестиционных проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, переработки и других отраслях экономики Липецкой области. Многие частные компании-инвесторы так же обсуждают совместные проекты с правительством области, призванные развивать инфраструктуру, необходимую для полноценной работы предприятий области.

Таким образом, для поддержки агропромышленного комплекса необходимо разрабатывать комплексные программы, учитывающие многие факторы и включающие в себя не только прямое финансирование отрасли. Поддержка государственно-частного партнерства на законодательном уровне и имплементация разработанных механизмов на местах поможет снизить нагрузку на бюджет и окажет стимулирующее влияние на развитие агропромышленного сектора России.